Гоша Куценко: «На самом деле неплохой я парень»

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Куценко.

В Википедии есть статьи о других людях с такими же именем и фамилией: Куценко, Юрий.

Гоша Куценко
Юрий Георгиевич Куценко

Имя при рождении: Юрий Георгиевич Куценко
Дата рождения: 20 мая 1967(1967-05-20) (53 года)
Место рождения: Запорожье, Украинская ССР, СССР
Профессия: актёр, сценарист, кинопродюсер, кинорежиссёр, певец, дизайнер, телеведущий
Карьера: 1991 — наст. время
Награды:

Го́ша Куце́нко

(настоящее имя —
Ю́рий Гео́ргиевич Куце́нко
; род. 20 мая 1967, Запорожье, Украинская ССР, СССР) — российский актёр театра и кино, певец, сценарист и продюсер украинского происхождения. Заслуженный артист России (2013)[1].

Получил широкую известность благодаря ролям в фильмах «Мама, не горюй», «Антикиллер», «Со мною вот что происходит», «Любовь-морковь», «Дикари», «Дерзкие дни», «Всё могут короли», «Упражнения в прекрасном».

Биография

Юрий Георгиевич Куценко родился в Запорожье 20 мая 1967 года (Украинская ССР) в семье Георгия Павловича Куценко, который работал в Министерстве радиопромышленности, и врача-рентгенолога Светланы Васильевны Куценко (в девичестве Назимова)[2]. Бабушка по отцу была оперной певицей[3].

Затем вместе с семьёй переехал во Львов. Окончил львовскую школу № 56 (теперь ЛУГГ). Поступил во Львовский политехнический институт, но не доучился и был призван в Советскую Армию.

В 1988 году переехал в Москву. Поступил в МИРЭА. Через два года поступил в Школу-студию МХАТ (окончил в 1992 году). Работает в театре им. Моссовета.

Участвует в антрепризном спектакле «Игра в Правду» режиссёра Виктора Шамирова, совместно с Ириной Апексимовой, Дмитрием Марьяновым, Константином Юшкевичем.

Снимался в рекламных роликах. Сотрудничает в качестве дизайнера с фирмой Be Free[4].

Приглашается в жюри Высшей лиги КВН.

Личная жизнь

  • Первая жена — Мария Порошина, актриса. Дочь — Полина Юрьевна Куценко (род. 1996), актриса.[5]
  • Вторая жена — Ирина Михайловна Скриниченко (род. 11 июня 1980) — фотомодель агентства «Fashion Group», снималась в кино[6].
      Дочь — Евгения Куценко (род. 23 июня 2014)[7].
  • Общественная позиция

    В 2007 году Гоша Куценко принимал участие в учредительном съезде общественного движения «За Путина!»[8][9]. С 2008 по 2013 год состоял в партии «Единая Россия»[10][11][12]. При этом на парламентских выборах 2011 года актёр голосовал за «Яблоко»[13][14], на президентских в 2012 поддержал Михаила Прохорова, а идеальной системой называл «утопический коммунизм»[15]. Возложил на грузинские власти ответственность за войну в Южной Осетии 2008 года и организовал благотворительный концерт, собранные на котором деньги были переданы на восстановление Цхинвала[16][17][18]. Входил в предвыборный штаб Сергея Собянина во время выборов мэра Москвы 2013 года[19][20]. Высказывался против уголовного преследования Сергея Удальцова[15] и Алексея Навального[21]. Поддерживал фонд «Город без наркотиков»[22]. В 2014 году Куценко был гостем форума агентства по делам молодёжи «Селигер»[23][24]. Призывал к прекращению войны на востоке Украины[25][26][27].

    Личная жизнь Гоши Куценко

    На предпоследнем курсе театральной школы Гоша повстречал Марию Порошину. Несмотря на то, что актер был существенно старше девушки, они начали встречаться. Вскоре Гоша и Мария сыграли свадьбу. Через несколько месяцев у пары родилась замечательная дочь Полина. Спустя 5 лет Гоша и Мария расстались, но при этом остались друзьями. Они часто пересекаются по работе. Прошлые неудачные отношения никак не влияют на их творческую деятельность.

    Через несколько лет актер сошелся с моделью Ириной Скриниченко. Она намного младше Гоши – на целых 13 лет. Но разница в возрасте никак не сказывается на отношениях пары. Только через 10 лет после первой встречи Ирина и Гоша поженились. По желанию девушки свадьба прошла втайне ото всех. В 2014 году у них родилась дочь Евгения, а затем – в 2020 году – еще одна девочка, которую назвали Светлана. Евгения проявляет большие актерские способности и, возможно, пойдет по стопам отца.

    Ирина Куценко и Мария Порошина – хорошие подруги. Они часто проводят время вместе. Их дети считают себя одной большой семьей. По словам Марии, она в восторге от новой жены Куценко.

    Творчество

    Фильмография

    Актёр

    • 1991 — Человек из команды «Альфа»
    • 1991 — Мумия из чемодана — Гоша
    • 1992 — АБВГД Ltd — бандит
    • 1993 — Сны — портной Штокман
    • 1993 — Дети чугунных богов — Фёдор
    • 1993 — Вопреки всему
    • 1994 — Серп и молот — милиционер в штатском (озвучивает Алексей Серебряков)
    • 1994 — Ноктюрн для барабана и мотоцикла
    • 1994 — Крысиные похороны — новый священник (жрец)
    • 1995 — Под знаком Скорпиона — Максим Пешков
    • 1996 — Дела смешные — дела семейные — Гоша
    • 1997 — Графиня де Монсоро — Клод, герцог де Шеврёз
    • 1998 — Мама, не горюй — Артур
    • 1999 — Хорошие и плохие — Алексей Иванович Жуков, криминальный бизнесмен
    • 1999 — Восемь с половиной долларов — индеец
    • 2000 — 33 квадратных метра (серия «Секунданты решают всё») — Юрий Георгиевич, преподаватель МГТУ им. Баумана, репетитор Андрея Звездунова по физике
    • 2001 — Апрель — Артур
    • 2002 — Смеситель
    • 2002 — Дорога — Игорь
    • 2002 — Антикиллер — майор Коренев, Лис
    • 2002 — Одиночество крови — Владимир
    • 2002 — В движении — гость
    • 2002 — Спецназ — Шараф Рашди
    • 2002 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Пуд золота — Смурин
    • 2003 — Криминальное танго — милиционер
    • 2003 — Киднеппинг — «Ёж»
    • 2003 — Золотой век — Принц Уэльский, впоследствии король Георг IV
    • 2003 — Антикиллер 2: Антитеррор — майор Коренев, Лис
    • 2003 — Четвёртое желание — Морозов
    • 2004 — Ночной дозор — Игнат
    • 2004 — Марс — Борис Никитин
    • 2005 — Убойная сила-6: «Мыс Доброй надежды» — Рыбаков
    • 2005 — Узкий мост — Борис Якушев, владелец картинной галереи
    • 2005 — Охота на изюбря — Иннокентий Михайлович Лучков, шеф безопасности банка «Ивеко»
    • 2005 — Есенин — Яков Блюмкин
    • 2005 — Гарпастум — Александр Блок
    • 2005 — Гибель империи — Гибсон
    • 2005 — Турецкий гамбит — Исмаил-бей
    • 2005 — От 180 и выше — Алик
    • 2005 — Последний уик-энд — Бешеный
    • 2005 — Мама, не горюй 2 — Артур
    • 2005 — Дневной дозор — Игнат
    • 2006 — Дикари — Ай-Яй
    • 2006 — Жесть — голый мужчина
    • 2007 — Любовь-морковь — Андрей Голубев
    • 2007 — Параграф 78 — Гудвин
    • 2007 — Параграф 78. Фильм второй — Гудвин
    • 2007 — Дерзкие дни — капитан «Тортуги»
    • 2007 — Глянец
    • 2008 — Всё могут короли — Макс Шальнов, журналист
    • 2008 — Индиго — Вадим Суханов
    • 2008 — Тринадцать месяцев — Глеб Рязанов
    • 2008 — Любовь-морковь 2 — Андрей Голубев / Глеб Голубев
    • 2009 — Обитаемый остров — подпольщик Вепрь
    • 2009 — Подарок — русский генерал
    • 2009 — Антикиллер Д.К. — майор Коренев, Лис
    • 2009 — Книга мастеров — Кащей Бессмертный
    • 2010 — Рывок — дядя Дима
    • 2010 — Бриллиантовая рука-2 — Лёлик
    • 2010 — Ирония любви — генерал
    • 2010 — Компенсация — Сергей Михайлович Мальцев
    • 2010 — Возвращение в «А» — полковник-лётчик
    • 2011 — Любовь-морковь 3 — Андрей Голубев
    • 2011 — Сказка. Есть — Пень-культурник
    • 2011 — Фантом — Матвей
    • 2011 — Манипулятор
    • 2011 — Упражнения в прекрасном — Евгений Калинин
    • 2011 — Ёлки 2 — профессор Андрей Николаевич, актёр в костюме «дракона»
    • 2011 — Мой парень — ангел — профессор Волынцев
    • 2012 — Самоубийцы — Митус
    • 2012 — Август. Восьмого — актер Георгий (камео)
    • 2012 — Тот ещё Карлосон! — Новицкий
    • 2012 — Мамы (новелла «Операция «8 Марта») — отец
    • 2012 — Со мною вот что происходит — Артём
    • 2012 — Джентльмены, удачи! — Шатун
    • 2013 — Разговор — Борис
    • 2013 — Курьер из «Рая» — Егор Глазунов
    • 2013 — Сокровища О.К. — Иван Грозный, смотритель башни Сююмбике
    • 2013 — Ёлки 3 — профессор Андрей Николаевич
    • 2013 — Невидимки — невидимка Гоша
    • 2013 — 2014 — Балабол — Быстрицкий
    • 2013 — Игра в правду — Толя
    • 2013 — Залётчики — Николай Александрович
    • 2013 — Нереальная любовь
    • 2014 — Неформат — Роман Арсеньев
    • 2014 — Гена Бетон — Гена Бетон
    • 2015 — Гороскоп на удачу — Николай Васильевич
    • 2015 — Лондонград — Саня Ханин
    • 2015 — Снайпер: Последний выстрел — Волохов
    • 2015 — Последний мент — Алексей Дивов
    • 2015 — Страна Оз — Роман
    • 2015 — Глубина — Леонид / Стрелок
    • 2015 — Графомафия
    • 2016 — Врач
    • 2016 — Ёлки 5
    Дубляж
    • 1994 — Серп и молот — Евдоким Кузнецов
      (Алексей Серебряков)
    • 2003 — Олдбой — Ли У Чжин
      (Ю Чжи Тэ)
    • 2006 — Лесная братва — Эр-Джей
      (Брюс Уиллис)
    • 2008 — Особо опасен — Мистер X
      (Дэвид О’Хара)
    • 2009 — Бугай — Бугай
      (Пабло Эчарри)
    • 2011 — Делай ноги 2 — Мамбл
      (Элайджа Вуд)
    • 2011 — Фантом — Матвей
      (озвучивание своего героя)
    • 2014 — Лего. Фильм — Брюс Уэйн / Бэтмен
      (Уилл Арнетт)
    Озвучивание
    • 2013 — Возвращение Буратино — медведь
    • 2014 — Алиса знает, что делать! (11 серия) — Здоб
    • 2015 — Три богатыря. Ход конём — Потаня
    • 2016 — книга джунглей король обезьян

    Режиссёр

    • 2016 — Врач

    Сценарист

    • 2009 — Антикиллер Д.К: Любовь без памяти
    • 2011 — Упражнения в прекрасном
    • 2012 — Со мною вот что происходит
    • 2013 — Игра в правду

    Продюсер

    • 2006 — Дикари
    • 2011 — Упражнения в прекрасном
    • 2012 — Со мною вот что происходит
    • 2013 — Игра в правду

    Музыкальная деятельность

    В 2004 году подружился с идеологом и создателем группы TOKiO Ярославом Малым, снялся в двух видеоклипах коллектива: «Москва» и «Я звезда».

    В 2004 году родился тандем «Гоша Куценко & Anatomy of Soul», который, положив основу для начала музыкальной деятельности известного актёра, просуществовал четыре года. За это время музыканты дали несколько десятков концертов в разных городах России и приняли участие в крупных фестивалях «Нашествие», «Эммаус», «Старый Новый Рок» и других. Песни того периода вошли в саундтреки фильмов «Марс», «Четвёртое желание», «Всё могут короли», «Дикари». На композицию «Капли» был снят видеоклип.

    В 2008 году Куценко объединил вокруг себя новую команду талантливых музыкантов и приступил к репетициям и студийной записи. В итоге получилась работа, соединившая несколько музыкальных направлений. Дебютный альбом Гоши Куценко «Май Ворлд»[29], выпущенный в 2010 году, был представлен в Москве в канун дня рождения актёра — 19 мая в ресторане «Гусятникофф».

    В 2010 году актёр сыграл главную роль в клипе «Фокусник» группы «Король и Шут», а также в клипе группы «Каста» «Горячее время».

    В 2012 году вышел сингл Гоши Куценко и группы «Чи-Ли» «Я хочу побить посуду».

    В ноябре 2014 года в клубе «Артист» Гоша представил свой новый альбом «Музыка», где со сцены рассказал о своём понимании текущей ситуации на Украине и желании уйти из кино[30].

    Дискография

    • 2010 — «Май Ворлд»
    • 2014 — «Музыка»

    Участие в телепередачах

    • 2003 — Трюкачи (телеведущий)
    • 2008 — Розыгрыш
    • 2004 — Как снимался «Ночной дозор»
    • 2009 — Возвращение домой. Гоша Куценко, город Львов (Украина)
    • 2012 — Две звезды
    • 2014 — Вечер трудного дня (Беларусь 1)
    • 2015 — Вечерний Ургант (3.12.2015)

    Работа в рекламе

    • Реклама магазинов электроники и бытовой техники «Эльдорадо».

    Фильмы

    На большом экране Гоша появился еще в студенческие годы. В 1991 г. ему досталась второстепенная роль в фильме «Человек из команды “Альфа”». Тогда же году он сыграл одного из основных героев в картине «Мумия из чемодана».

    В 90-е годы Куценко участвовал в съемках 15 кинолент, наибольшую популярность из которых получили «Дети чугунных богов», «Серп и молот» и «Мама, не горюй». Именно последняя работа принесла ему всероссийскую популярность.

    В начале нового тысячелетия Гоша часто выступал на сценах разных театров. Он сыграл немало ключевых ролей, включая Хлестакова в спектакле «Ревизор». Однако наибольшее признание он все же получит как киноактер.

    В 2001 г. Куценко снимается в криминальной драме «Апрель», которая являлась своеобразным продолжением картины «Мама, не горюй». В следующем году он снялся в знаковом для себя фильме «Антикиллер», после чего к нему пришла настоящая слава.

    Гоше удалось мастерски передать образ майора Филиппа Корнева по прозвищу «Лис». Стоит заметить, что в этом фильме принимали участие такие звезды, как Михаил Ульянов, Михаил Ефремов, Виктор Сухоруков и прочие известные артисты.

    После этого с Гошей Куценко стремились работать самые знаменитые режиссеры. Ежегодно выходило по нескольку фильмов с участием актера.

    В 2003 г. состоялась премьера боевика «Антикиллер 2: Антитеррор», который являлся продолжением нашумевшей ленты «Антикиллер».

    В следующем году мужчина появился в не менее популярной картине «Ночной дозор», сыграв Игната. Следующими заметными работами стали «Есенин», «Турецкий гамбит», «Мама не горюй 2» и «Дикари».

    Стоит отметить, что в последнем фильме Куценко выступил как актер и кинопродюсер. В 2007 г. на экраны вышла комедия «Любовь-морковь», где его партнершей была Кристина Орбакайте. Высокие кассовые сборы ленты побудили режиссеров снять еще 2 части фильма.

    После этого Гоше доверили ключевые роли в боевике «Параграф 78» и мелодраме «Все могут короли». В 2013 г. его увидели в комедии «Игра в правду», а спустя год в фильме под названием «Гена Бетон».

    В 2020 г. был экранизирован телесериал «Снайпер: последний выстрел», который был посвящен военной тематике. Примерно через год Гоша Куценко снялся в сериале «Последний мент 2», сыграв главного героя. Интересен факт, что в данной ленте снималась и его дочь Полина Куценко.

    В 2020 г. актеру досталась ключевая роль в ситкоме «Ольга». Затем была представлена картина «Последний бросок». В 2020 г. Куценко снялся в 8 картинах, включая «Балканский рубеж», «Вратарь Галактики» и «Любовницы».

    Факты

    • Куценко сильно картавил и при поступлении в Школу-студию МХАТ представился Гошей, а не Юрием. Впоследствии дефект дикции он исправил, но актёрский псевдоним оставил[31][32].
    • По словам Куценко, благодаря внешней схожести с Михаилом Козаковым[33], в молодости выдавал себя за его сына. Позже в фильме «Узкий мост» актёры сыграли роли отца и сына.
    • Любимая музыкальная группа — Muse, любимая песня — «Space Dementia»[34].
    • В мае 2020 года озвучивал названия станций Калужско-Рижской линии Московского метрополитена[35].

    Куценко-режиссер

    'Любовь-морковь

    В 2020 году Куценко, фильмография которого была весьма богата, решает уйти из актерской профессии. Он начинает заниматься исключительно режиссерскими проектами.

    До этого он уже пробовал себя в роли сценариста, поработав над фильмами «Упражнения в прекрасном», «Со мною вот что происходит» и «Игра в правду». Продюсировал философскую комедию Виктора Шамирова «Дикари».

    В 2020 году выходит на экраны его первый фильм, в котором он становится и режиссером, и сценаристом, и продюсером. В драме «Если любишь…» сам Куценко в главной роли играет врача-онколога, который пытается спасти от смертельной болезни свою первую любовь. Ее роль исполнила Мария Порошина.

    В 2020 году выходит еще одна драма, которую снимает Гоша Куценко, биография его теперь богата и режиссерскими проектами. Фильм называется «Врач». На этот раз главный герой работает нейрохирургом, которого всю жизнь преследует жуткий образ человека в состоянии «овоща». Его страшит сама мысль, что когда-то подобное может произойти и с ним. В этой картине Куценко снова сыграл главную роль. Пообещав, что в будущем сконцентрируется исключительно на режиссерской работе.

    Ссылки

    • [inforotor.ru/id/mentions/person/Gosha_Kutsenko Последние упоминания о Гоше Куценко в СМИ — Инфоротор]
    • [kutsenko.ru o.ru]
      — официальный сайт Гоши Куценко
    • [www.rusactors.ru/k/kutsenko/index.shtml Гоша Куценко] на сайте RUSactors.ru

    в социальных сетях

    • Гоша Куценко в «Твиттере»
    • [www.youtube.com/GoshaKutsenko Видеоканал Гоши Куценко] на YouTube
    • [myspace.com/goshakutsenko Официальная страница Гоша Куценко] (англ.) на сайте Myspace
    • [facebook.com/pages/Гоша-Куценко/319750723947 Официальная страница Гоша Куценко] в социальной сети Facebook

    Отрывок, характеризующий Куценко, Гоша

    – Mot d’ordre! – не отвечая, сказал часовой, загораживая дорогу. – Quand un officier fait sa ronde, les sentinelles ne demandent pas le mot d’ordre… – крикнул Долохов, вдруг вспыхнув, наезжая лошадью на часового. – Je vous demande si le colonel est ici? [Когда офицер объезжает цепь, часовые не спрашивают отзыва… Я спрашиваю, тут ли полковник?] И, не дожидаясь ответа от посторонившегося часового, Долохов шагом поехал в гору. Заметив черную тень человека, переходящего через дорогу, Долохов остановил этого человека и спросил, где командир и офицеры? Человек этот, с мешком на плече, солдат, остановился, близко подошел к лошади Долохова, дотрогиваясь до нее рукою, и просто и дружелюбно рассказал, что командир и офицеры были выше на горе, с правой стороны, на дворе фермы (так он называл господскую усадьбу). Проехав по дороге, с обеих сторон которой звучал от костров французский говор, Долохов повернул во двор господского дома. Проехав в ворота, он слез с лошади и подошел к большому пылавшему костру, вокруг которого, громко разговаривая, сидело несколько человек. В котелке с краю варилось что то, и солдат в колпаке и синей шинели, стоя на коленях, ярко освещенный огнем, мешал в нем шомполом. – Oh, c’est un dur a cuire, [С этим чертом не сладишь.] – говорил один из офицеров, сидевших в тени с противоположной стороны костра. – Il les fera marcher les lapins… [Он их проберет…] – со смехом сказал другой. Оба замолкли, вглядываясь в темноту на звук шагов Долохова и Пети, подходивших к костру с своими лошадьми. – Bonjour, messieurs! [Здравствуйте, господа!] – громко, отчетливо выговорил Долохов. Офицеры зашевелились в тени костра, и один, высокий офицер с длинной шеей, обойдя огонь, подошел к Долохову. – C’est vous, Clement? – сказал он. – D’ou, diable… [Это вы, Клеман? Откуда, черт…] – но он не докончил, узнав свою ошибку, и, слегка нахмурившись, как с незнакомым, поздоровался с Долоховым, спрашивая его, чем он может служить. Долохов рассказал, что он с товарищем догонял свой полк, и спросил, обращаясь ко всем вообще, не знали ли офицеры чего нибудь о шестом полку. Никто ничего не знал; и Пете показалось, что офицеры враждебно и подозрительно стали осматривать его и Долохова. Несколько секунд все молчали. – Si vous comptez sur la soupe du soir, vous venez trop tard, [Если вы рассчитываете на ужин, то вы опоздали.] – сказал с сдержанным смехом голос из за костра. Долохов отвечал, что они сыты и что им надо в ночь же ехать дальше. Он отдал лошадей солдату, мешавшему в котелке, и на корточках присел у костра рядом с офицером с длинной шеей. Офицер этот, не спуская глаз, смотрел на Долохова и переспросил его еще раз: какого он был полка? Долохов не отвечал, как будто не слыхал вопроса, и, закуривая коротенькую французскую трубку, которую он достал из кармана, спрашивал офицеров о том, в какой степени безопасна дорога от казаков впереди их. – Les brigands sont partout, [Эти разбойники везде.] – отвечал офицер из за костра. Долохов сказал, что казаки страшны только для таких отсталых, как он с товарищем, но что на большие отряды казаки, вероятно, не смеют нападать, прибавил он вопросительно. Никто ничего не ответил. «Ну, теперь он уедет», – всякую минуту думал Петя, стоя перед костром и слушая его разговор. Но Долохов начал опять прекратившийся разговор и прямо стал расспрашивать, сколько у них людей в батальоне, сколько батальонов, сколько пленных. Спрашивая про пленных русских, которые были при их отряде, Долохов сказал: – La vilaine affaire de trainer ces cadavres apres soi. Vaudrait mieux fusiller cette canaille, [Скверное дело таскать за собой эти трупы. Лучше бы расстрелять эту сволочь.] – и громко засмеялся таким странным смехом, что Пете показалось, французы сейчас узнают обман, и он невольно отступил на шаг от костра. Никто не ответил на слова и смех Долохова, и французский офицер, которого не видно было (он лежал, укутавшись шинелью), приподнялся и прошептал что то товарищу. Долохов встал и кликнул солдата с лошадьми. «Подадут или нет лошадей?» – думал Петя, невольно приближаясь к Долохову. Лошадей подали. – Bonjour, messieurs, [Здесь: прощайте, господа.] – сказал Долохов. Петя хотел сказать bonsoir [добрый вечер] и не мог договорить слова. Офицеры что то шепотом говорили между собою. Долохов долго садился на лошадь, которая не стояла; потом шагом поехал из ворот. Петя ехал подле него, желая и не смея оглянуться, чтоб увидать, бегут или не бегут за ними французы. Выехав на дорогу, Долохов поехал не назад в поле, а вдоль по деревне. В одном месте он остановился, прислушиваясь. – Слышишь? – сказал он. Петя узнал звуки русских голосов, увидал у костров темные фигуры русских пленных. Спустившись вниз к мосту, Петя с Долоховым проехали часового, который, ни слова не сказав, мрачно ходил по мосту, и выехали в лощину, где дожидались казаки. – Ну, теперь прощай. Скажи Денисову, что на заре, по первому выстрелу, – сказал Долохов и хотел ехать, но Петя схватился за него рукою. – Нет! – вскрикнул он, – вы такой герой. Ах, как хорошо! Как отлично! Как я вас люблю. – Хорошо, хорошо, – сказал Долохов, но Петя не отпускал его, и в темноте Долохов рассмотрел, что Петя нагибался к нему. Он хотел поцеловаться. Долохов поцеловал его, засмеялся и, повернув лошадь, скрылся в темноте. Х Вернувшись к караулке, Петя застал Денисова в сенях. Денисов в волнении, беспокойстве и досаде на себя, что отпустил Петю, ожидал его. – Слава богу! – крикнул он. – Ну, слава богу! – повторял он, слушая восторженный рассказ Пети. – И чег’т тебя возьми, из за тебя не спал! – проговорил Денисов. – Ну, слава богу, тепег’ь ложись спать. Еще вздг’емнем до утг’а. – Да… Нет, – сказал Петя. – Мне еще не хочется спать. Да я и себя знаю, ежели засну, так уж кончено. И потом я привык не спать перед сражением. Петя посидел несколько времени в избе, радостно вспоминая подробности своей поездки и живо представляя себе то, что будет завтра. Потом, заметив, что Денисов заснул, он встал и пошел на двор. На дворе еще было совсем темно. Дождик прошел, но капли еще падали с деревьев. Вблизи от караулки виднелись черные фигуры казачьих шалашей и связанных вместе лошадей. За избушкой чернелись две фуры, у которых стояли лошади, и в овраге краснелся догоравший огонь. Казаки и гусары не все спали: кое где слышались, вместе с звуком падающих капель и близкого звука жевания лошадей, негромкие, как бы шепчущиеся голоса. Петя вышел из сеней, огляделся в темноте и подошел к фурам. Под фурами храпел кто то, и вокруг них стояли, жуя овес, оседланные лошади. В темноте Петя узнал свою лошадь, которую он называл Карабахом, хотя она была малороссийская лошадь, и подошел к ней. – Ну, Карабах, завтра послужим, – сказал он, нюхая ее ноздри и целуя ее. – Что, барин, не спите? – сказал казак, сидевший под фурой. – Нет; а… Лихачев, кажется, тебя звать? Ведь я сейчас только приехал. Мы ездили к французам. – И Петя подробно рассказал казаку не только свою поездку, но и то, почему он ездил и почему он считает, что лучше рисковать своей жизнью, чем делать наобум Лазаря. – Что же, соснули бы, – сказал казак. – Нет, я привык, – отвечал Петя. – А что, у вас кремни в пистолетах не обились? Я привез с собою. Не нужно ли? Ты возьми. Казак высунулся из под фуры, чтобы поближе рассмотреть Петю. – Оттого, что я привык все делать аккуратно, – сказал Петя. – Иные так, кое как, не приготовятся, потом и жалеют. Я так не люблю. – Это точно, – сказал казак. – Да еще вот что, пожалуйста, голубчик, наточи мне саблю; затупи… (но Петя боялся солгать) она никогда отточена не была. Можно это сделать? – Отчего ж, можно. Лихачев встал, порылся в вьюках, и Петя скоро услыхал воинственный звук стали о брусок. Он влез на фуру и сел на край ее. Казак под фурой точил саблю. – А что же, спят молодцы? – сказал Петя. – Кто спит, а кто так вот. – Ну, а мальчик что? – Весенний то? Он там, в сенцах, завалился. Со страху спится. Уж рад то был. Долго после этого Петя молчал, прислушиваясь к звукам. В темноте послышались шаги и показалась черная фигура. – Что точишь? – спросил человек, подходя к фуре. – А вот барину наточить саблю. – Хорошее дело, – сказал человек, который показался Пете гусаром. – У вас, что ли, чашка осталась? – А вон у колеса. Гусар взял чашку. – Небось скоро свет, – проговорил он, зевая, и прошел куда то. Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова, в версте от дороги, что он сидит на фуре, отбитой у французов, около которой привязаны лошади, что под ним сидит казак Лихачев и натачивает ему саблю, что большое черное пятно направо – караулка, и красное яркое пятно внизу налево – догоравший костер, что человек, приходивший за чашкой, – гусар, который хотел пить; но он ничего не знал и не хотел знать этого. Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность. Большое черное пятно, может быть, точно была караулка, а может быть, была пещера, которая вела в самую глубь земли. Красное пятно, может быть, был огонь, а может быть – глаз огромного чудовища. Может быть, он точно сидит теперь на фуре, а очень может быть, что он сидит не на фуре, а на страшно высокой башне, с которой ежели упасть, то лететь бы до земли целый день, целый месяц – все лететь и никогда не долетишь. Может быть, что под фурой сидит просто казак Лихачев, а очень может быть, что это – самый добрый, храбрый, самый чудесный, самый превосходный человек на свете, которого никто не знает. Может быть, это точно проходил гусар за водой и пошел в лощину, а может быть, он только что исчез из виду и совсем исчез, и его не было. Что бы ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором все было возможно. Он поглядел на небо. И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало, и над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звезды. Иногда казалось, что на небе расчищало и показывалось черное, чистое небо. Иногда казалось, что эти черные пятна были тучки. Иногда казалось, что небо высоко, высоко поднимается над головой; иногда небо спускалось совсем, так что рукой можно было достать его. Петя стал закрывать глаза и покачиваться. Капли капали. Шел тихий говор. Лошади заржали и подрались. Храпел кто то. – Ожиг, жиг, ожиг, жиг… – свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой то неизвестный, торжественно сладкий гимн. Петя был музыкален, так же как Наташа, и больше Николая, но он никогда не учился музыке, не думал о музыке, и потому мотивы, неожиданно приходившие ему в голову, были для него особенно новы и привлекательны. Музыка играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего понятия о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы – но лучше и чище, чем скрипки и трубы, – каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное. «Ах, да, ведь это я во сне, – качнувшись наперед, сказал себе Петя. – Это у меня в ушах. А может быть, это моя музыка. Ну, опять. Валяй моя музыка! Ну!..» Он закрыл глаза. И с разных сторон, как будто издалека, затрепетали звуки, стали слаживаться, разбегаться, сливаться, и опять все соединилось в тот же сладкий и торжественный гимн. «Ах, это прелесть что такое! Сколько хочу и как хочу», – сказал себе Петя. Он попробовал руководить этим огромным хором инструментов. «Ну, тише, тише, замирайте теперь. – И звуки слушались его. – Ну, теперь полнее, веселее. Еще, еще радостнее. – И из неизвестной глубины поднимались усиливающиеся, торжественные звуки. – Ну, голоса, приставайте!» – приказал Петя. И сначала издалека послышались голоса мужские, потом женские. Голоса росли, росли в равномерном торжественном усилии. Пете страшно и радостно было внимать их необычайной красоте. С торжественным победным маршем сливалась песня, и капли капали, и вжиг, жиг, жиг… свистела сабля, и опять подрались и заржали лошади, не нарушая хора, а входя в него. Петя не знал, как долго это продолжалось: он наслаждался, все время удивлялся своему наслаждению и жалел, что некому сообщить его. Его разбудил ласковый голос Лихачева. – Готово, ваше благородие, надвое хранцуза распластаете. Петя очнулся. – Уж светает, право, светает! – вскрикнул он. Невидные прежде лошади стали видны до хвостов, и сквозь оголенные ветки виднелся водянистый свет. Петя встряхнулся, вскочил, достал из кармана целковый и дал Лихачеву, махнув, попробовал шашку и положил ее в ножны. Казаки отвязывали лошадей и подтягивали подпруги. – Вот и командир, – сказал Лихачев. Из караулки вышел Денисов и, окликнув Петю, приказал собираться. Быстро в полутьме разобрали лошадей, подтянули подпруги и разобрались по командам. Денисов стоял у караулки, отдавая последние приказания. Пехота партии, шлепая сотней ног, прошла вперед по дороге и быстро скрылась между деревьев в предрассветном тумане. Эсаул что то приказывал казакам. Петя держал свою лошадь в поводу, с нетерпением ожидая приказания садиться. Обмытое холодной водой, лицо его, в особенности глаза горели огнем, озноб пробегал по спине, и во всем теле что то быстро и равномерно дрожало. – Ну, готово у вас все? – сказал Денисов. – Давай лошадей. Лошадей подали. Денисов рассердился на казака за то, что подпруги были слабы, и, разбранив его, сел. Петя взялся за стремя. Лошадь, по привычке, хотела куснуть его за ногу, но Петя, не чувствуя своей тяжести, быстро вскочил в седло и, оглядываясь на тронувшихся сзади в темноте гусар, подъехал к Денисову. – Василий Федорович, вы мне поручите что нибудь? Пожалуйста… ради бога… – сказал он. Денисов, казалось, забыл про существование Пети. Он оглянулся на него. – Об одном тебя пг’ошу, – сказал он строго, – слушаться меня и никуда не соваться. Во все время переезда Денисов ни слова не говорил больше с Петей и ехал молча. Когда подъехали к опушке леса, в поле заметно уже стало светлеть. Денисов поговорил что то шепотом с эсаулом, и казаки стали проезжать мимо Пети и Денисова. Когда они все проехали, Денисов тронул свою лошадь и поехал под гору. Садясь на зады и скользя, лошади спускались с своими седоками в лощину. Петя ехал рядом с Денисовым. Дрожь во всем его теле все усиливалась. Становилось все светлее и светлее, только туман скрывал отдаленные предметы. Съехав вниз и оглянувшись назад, Денисов кивнул головой казаку, стоявшему подле него. – Сигнал! – проговорил он. Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы. В то же мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперед. Пете показалось, что вдруг совершенно, как середь дня, ярко рассвело в ту минуту, как послышался выстрел. Он подскакал к мосту. Впереди по дороге скакали казаки. На мосту он столкнулся с отставшим казаком и поскакал дальше. Впереди какие то люди, – должно быть, это были французы, – бежали с правой стороны дороги на левую. Один упал в грязь под ногами Петиной лошади. У одной избы столпились казаки, что то делая. Из середины толпы послышался страшный крик. Петя подскакал к этой толпе, и первое, что он увидал, было бледное, с трясущейся нижней челюстью лицо француза, державшегося за древко направленной на него пики. – Ура!.. Ребята… наши… – прокричал Петя и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперед по улице. Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги, все громко и нескладно кричали что то. Молодцеватый, без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров. Когда Петя подскакал, француз уже упал. Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети, и он поскакал туда, откуда слышались частые выстрелы. Выстрелы раздавались на дворе того барского дома, на котором он был вчера ночью с Долоховым. Французы засели там за плетнем в густом, заросшем кустами саду и стреляли по казакам, столпившимся у ворот. Подъезжая к воротам, Петя в пороховом дыму увидал Долохова с бледным, зеленоватым лицом, кричавшего что то людям. «В объезд! Пехоту подождать!» – кричал он, в то время как Петя подъехал к нему. – Подождать?.. Ураааа!.. – закричал Петя и, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым. Послышался залп, провизжали пустые и во что то шлепнувшие пули. Казаки и Долохов вскакали вслед за Петей в ворота дома. Французы в колеблющемся густом дыме одни бросали оружие и выбегали из кустов навстречу казакам, другие бежали под гору к пруду. Петя скакал на своей лошади вдоль по барскому двору и, вместо того чтобы держать поводья, странно и быстро махал обеими руками и все дальше и дальше сбивался с седла на одну сторону. Лошадь, набежав на тлевший в утреннем свето костер, уперлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова его не шевелилась. Пуля пробила ему голову. Переговоривши с старшим французским офицером, который вышел к нему из за дома с платком на шпаге и объявил, что они сдаются, Долохов слез с лошади и подошел к неподвижно, с раскинутыми руками, лежавшему Пете. – Готов, – сказал он, нахмурившись, и пошел в ворота навстречу ехавшему к нему Денисову. – Убит?! – вскрикнул Денисов, увидав еще издалека то знакомое ему, несомненно безжизненное положение, в котором лежало тело Пети. – Готов, – повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. – Брать не будем! – крикнул он Денисову. Денисов не отвечал; он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети. «Я привык что нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь», – вспомнилось ему. И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    СelebrityNews