Олег Ефремов: биография, личная жизнь, семья и дети, фильмы, фото


Краткая биография Ефремова Олега – начало жизненного пути

Полное имя героя нашего повествования – Олег Николаевич Ефремов. Он родился в Москве в 1927 году, в первый день октября. Родителей звали: Николай Иванович и Анна Дмитриевна. Семья Ефремовых проживала в коммунальной квартире на Арбате.

Отец мальчика служил в системе ГУЛАГа бухгалтером. Олегу довелось рано познакомиться с миром уголовников. Часть отрочества будущего актера прошла среди воркутинских лагерей, т. к. отец какое-то время вынужден был служить там.

В школьные годы Олег Ефремов посещал драматический кружок в Доме пионеров. Руководителем той детской театральной группы была Г. Кудашова – бывшая ученица знаменитой студии Михаила Чехова.

Арбатскими друзьями Олега были: Александр Калужский – внук известного мхатовского актера и Сережа Шиловский – сын Елены Булгаковой, вдовы знаменитого писателя. Именно друзья детства уговорили Ефремова пойти учиться в Школу-студию МХАТа.

Вступительная комиссия сразу же обратила внимание на высокого талантливого паренька. Ефремов с легкостью сдал вступительные экзамены и стал студентом театрального вуза. Его педагогами и наставниками были Василий Топорков и Михаил Кедров.

Все годы учебы Олег Ефремов мечтал, что после окончания училища будет играть во МХАТе. Но юноше предстояло пережить большое разочарование: МХАТ не пригласил выпускника в свою труппу. Тогда это казалось Ефремову настоящей катастрофой.

олег ефремов биография личная жизнь дети фото

Детство и юность

Знаменитый актер и режиссер Олег Ефремов появился на свет в простой русской семье 01.10.1927 года. Как часто бывает, когда речь идет о талантливых людях, ему «приписывали» еврейские корни.
По этому поводу однажды высказался выдающийся актер С. Юрский. Вспоминая вечер памяти, посвященный худруку Московского еврейского театра С. Михоэлсу и выступление на нем Ефремова, он говорил о том, что особенностью России всегда было выискивание в талантливых и выдающихся людях хоть небольшого намека на еврейское происхождение.

Считалось, что если интеллигент, то, скорее всего, из евреев. И даже те люди, которых ну никак нельзя было отнести к представителям этой национальности, все равно подозревались в этом.

Детство метра прошло в обычной московской коммунальной квартире, которая находилась в доме на Арбате. Его родители, Анна Дмитриевна и Николай Иванович, были людьми скромными и небогатыми.

Своими верными друзьями артист считал Александра Калужского, внука советского артиста В. Калужского, и Сергея Шиловского, приемного сына М. Булгакова.

Юному Олегу посчастливилось часто посещать дом Булгаковых, что находился в Нащокинском переулке. В те годы парень даже не представлял себе величие человека, с которым ему доводится общаться, так как к тому времени не успел прочесть ни одной книги Булгакова.

Позже он будет восхищаться произведениями великого мастера, и многие из его творений поставит на сцене своего театра. Тогда же он просто наслаждался той приятной творческой атмосферой, которая царила в доме его друга.

В период, когда Олег ходил в школу, они с семьей перебрались в Воркуту. В печально известном ГУЛАГе его отец работал бухгалтером. Ефремову довелось в те годы узнать о том, что такое жизнь в лагерях.

Когда война наконец-то закончилась, молодой человек принял решение поступать в школу-студию МХАТ. Актерами в то время хотели стать многие, поэтому конкурс был просто огромный.

18-летний парень не был писаным красавцем, но обладал шармом и талантом, поэтому смог убедить приемную комиссию в том, что перед ними будущий великий артист.

Руководителями его курса были талантливейшие люди – театральный режиссер, лауреат 4-х Сталинских премий М.Кедров, а также актер и режиссер, лауреат 2-х Сталинских премий В. Топорков.

Учение К. Станиславского юный студент просто боготворил, и оставался верен ему всю жизнь. В студенчестве он даже поклялся с товарищами-студентами, что они всегда будут верны этому учению и скрепили свою клятву кровью.

Учеба ему очень нравилась, он всецело отдался актерской науке, не прекращая мечтать о МХАТе. Будучи человеком амбициозным, он даже сделал запись в своем дневнике, что когда-то придет время, и он станет руководителем знаменитого театра.

Но, к сожалению, окончив обучение, он не смог попасть в театр даже в качестве статиста. Это был для него большим ударом, но он не отчаялся и пошел служить в Центральный детский театр.

Работа в ЦДТ

Вместо мхатовской сцены актер попал в Центральный детский театр (ЦДТ), что в общем-то было неплохо для старта театральной карьеры. Неизвестно, какие роли достались бы неопытному новичку во МХАТе, а вот в ЦДТ он сразу же стал ведущим актером.

В это время Ефремов играет сложную роль в спектакле «Ее друзья» по пьесе Розова. Критики отмечали талантливую игру актера и не скупились на похвалы. Впоследствии В. Розов станет одним из самых любимых драматургов Ефремова.

В Центральном детском театре наш герой прослужил до 1957 года и сыграл более 20 разноплановых ролей: от Иванушки-дурачка в детской сказке «Конек-горбунок» до Дмитрия Отрепьева в «Борисе Годунове». В том же театре актеру удалось попробовать себя и в роли режиссера. В 1955 году он поставил комедию «Димка-невидимка» по пьесе Коростылева и Львовского.

олег ефремов биография личная

Театр

В ЦДТ молодому актеру сразу дали главную роль. Он вышел на сцену в образе Володи Чернышева в постановке «Ее друзья» Виктора Розова и полюбился зрителям с первого спектакля. Ефремов играл так искренне, что никто не видел в нем актера, а только живого настоящего школьника, при том, что рост у Олега был отнюдь не детским – 180 см.

'Олег Ефремов в спектакле

Вскоре ЦДТ стал одним из самых популярных театров Москвы. Ефремов сыграл на его сцене больше 20 ролей. Актеру одинаково блестяще удавалось перевоплощаться в Самозванца в «Борисе Годунове» и Иванушку-дурачка в «Коньке-горбунке». А в 1955 году Олег Ефремов сам поставил музыкальную комедию Михаила Львовского и Вадима Коростылева «Димка-невидимка». Режиссерский дебют удался знаменитому к тому времени актеру блестяще.

Метод Станиславского, которому Ефремов в студенчестве клялся в вечной верности, вскоре стал немоден в театральных кругах, но, верный обещанию, актер нашел себе единомышленников среди учеников Школы-студии МХАТ. Окончив училище, Ефремов остался в нем преподавателем, и студенты его очень любили. Из них он и собрал первую труппу будущего театра «Современник».

'Олег Ефремов в театре

«Современник» полностью оправдывал свое название. Театр поднимал самые актуальные проблемы. На его сцене играли пьесы современных авторов, среди которых были Александр Галич, Василий Аксенов и опальный Александр Солженицын. Это было честное, живое общение со зрителем. В театре не было даже занавеса.

Ефремов, будучи режиссером «Современника», оставался и его актером, задавал тон и определял стиль театра, а остальные коллеги ему подражали. В 1970 году Олега пригласили художественным руководителем в МХАТ. Амбициозная мечта, зафиксированная в молодости на бумаге, стала реальностью. Поговаривали, что должность Ефремову досталась не без протекции Екатерины Фурцевой.

Олег Ефремов и Екатерина Фурцева

Министра культуры не зря называли «железной леди СССР», она лично поручилась перед горкомом партии за человека, которого взяли на карандаш за злоупотребление алкоголем. По воспоминаниям Олега Табакова, минимум дважды Ефремов обязан Екатерине Алексеевне своим спасением перед власть имущими.

Правда, реальность оказалась совсем не такой, какой представлялась. Ефремова позвали в разваливающийся МХАТ в качестве, по сути, кризисного менеджера. Труппе «Современника» он предложил в полном составе перейти на новые подмостки, но согласился только Евгений Евстигнеев. Со временем новому худруку удалось восстановить былую славу театра и переманить туда Александра Калягина, Иннокентия Смоктуновского, а потом и Татьяну Доронину.

Олег Ефремов на сцене

Труппа МХАТа стала настолько большой, что ролей на всех актеров не хватало. В конце концов, Олег Николаевич предложил театр разделить. Так он стал главой МХТ имени Чехова.

Настоящим ударом для Олега Ефремова стала смерть его близкого друга Иннокентия Смоктуновского. После этого режиссер поставил в МХТ только одну пьесу – «Три сестры». А 6 лет спустя Ефремов ушел вслед за Смоктуновским. Театр находился в этот момент за тысячи километров от него – на гастролях в Тайване. Поклонники таланта без преувеличения великого актера и режиссера принесли ему на прощание столько цветов, что к зданию МХТ в Камергерском переулке невозможно было подойти.

Создание театра «Современник»

Одновременно с работой в ЦДТ Ефремов преподает в Школе-студии МХАТ. Постепенно в студийных недрах формируется кружок молодых актеров, мечтающих о возрождении традиций русского Художественного театра. Все они были горячими приверженцами системы Станиславского, которая была немодной в то время.

В 1956 году молодой новаторский коллектив стал именоваться «Студией молодых актеров». Творческое ядро зарождающегося театра составляли талантливые выпускники мхатовской Школы-студии: Галина Волчек, Светлана Мизери, Лидия Толмачева, Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Анатолий Эфрос, Борис Львов-Анохин. Руководителем коллектива единогласно был выбран Олег Ефремов.

Первоначально студийцы не имели своей собственной сцены. Они кочевали по различным сценическим площадкам Москвы, порою выступая в обычных рабочих клубах. Именно в то время сложился особый аскетичный стиль, которых был столь присущ раннему «Современнику».

Статус театра ефремовский коллектив получил в 1964 году. Отныне студия будет именоваться «Современник», станет самым передовым и популярным театром столицы и вполне оправдывает свое название. В постановках «Современника» всегда поднимались самые актуальные и острые проблемы современности.

Олег Ефремов, являясь главным режиссером молодого театрального коллектива, одновременно участвует в спектаклях и как актер. Его популярность и авторитет были феноменальными. Но вскоре в биографии Олега Ефремова наступили перемены.

олег ефремов биография личная жизнь

«Современник»

Первой постановкой нового театра, которым руководил Олег Ефремов, стал в 1956 году спектакль по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Зрители, судя по отзывам, ожидали от молодых актеров большего: «Спектакль замечательный, конечно, но ведь вы показали нам просто хороший МХАТ». Однако Ефремов воспринял подобные высказывания как похвалу: традиции старого МХАТа как раз и были главным его идеалом.

В свое время Олег собрал нас ради единственной идеи: заниматься театром психологическим — таким, в котором будет нерв, мысль, душа. Разумеется, в формах самых различных, но при непременном условии: чтобы за формой не потерялось содержание. И настолько зажег этой идеей, такой мощный дал нам старт, так вдохновленно верил в нас и столь безжалостно был требователен, что этого заряда хватает до сих пор.

Галина Волчек

Уже в 1960 году труппа отправилась на гастроли в Ленинград — завоевывать популярность за пределами Москвы. Следующий год был для актеров «кочевым»: собственного здания у театра еще не было, хранить реквизит и костюмы было негде, постоянно перевозить громоздкие и хрупкие декорации — слишком сложно и дорого. Играли все время на разных площадках. Когда в 1961 году «Современнику» выделили здание на площади Маяковского, актеры сохранили привычки, которым вынужденно следовали на гастролях. Так, в театре не было занавеса, а спектакли оформлялись крайне лаконично.

В 1964 году «Современник» признали профессиональным театром — из его названия исчезло слово «студия». К этому времени в репертуаре было уже более десятка спектаклей на произведения современных авторов — «Голый король» по пьесе Евгения Шварца, «Продолжение легенды» и «Два цвета» Анатолия Кузнецова, «По московскому времени» Леонида Зорина и другие. Одним из любимых драматургов Олега Ефремова по-прежнему оставался Виктор Розов: в репертуар «Современника» входили его пьесы «В день свадьбы», «В поисках радости», «Вечно живые».

Искусство театра современно по своей сущности, потому что сегодня оно происходит — вот сию секунду, — его нельзя зафиксировать никаким образом. Это тогда уже будет другое искусство.

Олег Ефремов

Ефремов руководил «Современником» до 1970 года. Последней его постановкой на этой сцене стала чеховская «Чайка».

Уход из «Современника». Руководство Московским художественным театром

В 1970 году Ефремов неожиданно получает предложение занять место художественного руководителя МХАТа, и он принимает решение покинуть «Современник». В ту пору МХАТ переживал далеко не лучшие времена, по сути там происходил творческий кризис.

Ефремову предстояла нелегкая задача: возродить былую славу старейшего московского театра. С собой режиссер хотел увести всю труппу «Современника», но перейти во МХАТ согласился только Евгений Евстигнеев.

Ефремов буквально вдохнул в умирающий театр новую жизнь. Под его руководством во МХАТе был поставлен целый ряд великолепных спектаклей: «Соло для часов с боем», «Валентин и Валентина», «Чайка», «Сон разума» и т. д. Труппа пополнилась такими выдающимися актерами, как Андрей Попов, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина.

И все-таки даже Олег Ефремов не смог справиться со множеством внутренних проблем МХАТа. Внутри труппы постепенно складываются 2 самостоятельных творческих коллектива, и главный режиссер Ефремов принимает непростое решение о разделе театра.

С 1989 года в Москве стало существовать уже два МХАТа. Один из них стал носить название МХАТ им. Чехова (руководитель Ефремов), другой – МХАТ им. Горького (руководитель Доронина).

Первые влюбленности

Однако настала пора рассказать о личной жизни режиссера. За этим человеком по пятам всегда следовала слава Дон Жуана. Бесконечная вереница любовниц и жен… Биография Олега Ефремова наполнена любовными историями. Он не был красавцем, но женщины в него влюблялись безумно, и сам он не раз пылал от любви и страсти.

Впервые Олег Ефремов сильно влюбился еще в школьные годы, когда был учеником старших классов. Девочку звали Танечка Ростовцева, она была младше Олега на целых два года.

Конечно, они были еще дети. В биографии и личной жизни Олега Ефремова это чувство не нашло продолжения.

Будучи студентом Школы-студии МХАТ, Ефремов питал симпатии к Ирине Скобцевой – первой красавице курса. Молодой человек пытался ухаживать за Ириной, но его постигла неудача: она предпочла другого кавалера и быстро вышла замуж.

Первый брак

Отвергнутый Скобцевой, Ефремов переживал, но недолго. Вокруг было так много красивых и талантливых девушек. В пору формирования театра «Современник» в сердце молодого режиссера вспыхнула любовь к однокурснице Лилии Толмачевой. Он осмелился предложить ей руку и сердце, она приняла предложение, и пара поженилась.

Этот брак просуществовал всего полгода. Хотя Толмачева искренне любила Олега Ефремова, она не могла смириться с его тягой к спиртным напиткам, которая начала проявляться у супруга еще в молодые годы. К тому же, даже будучи женатым человеком, Олег Ефремов не мог не увлекаться другими женщинами. Толмачева подала на развод.

Через всю жизнь режиссер пронес теплые чувства к своей первой жене. Он всегда отзывался о ней с нежностью.

олег ефремов биография жены

Биография

Олег Ефремов говорил, что покатился бы по наклонной, если бы не стал актером. И став им, он гипнотизировал публику, не допуская ни грамма фальши. Как режиссер он реформировал театр, придав этому виду искусства неведомой глубины психологизм.

Актер и режиссер Олег Ефремов

Ефремов мог быть добрым и чутким, жёстким и крайне категоричным, не приемлющим чужого мнения, даже семье отводилась второстепенная роль. Но каждый, кто сталкивался с Олегом Николаевичем в жизни или профессии, отзывается о нем с благоговением и восхищением.

Вторая жена

Как-то раз Галина Волчек познакомила Ефремова с молоденькой симпатичной девушкой Ириной Мазарук – внучкой именитого полярного летчика. Ирине в то время было всего девятнадцать лет, но она уже успела побывать замужем и развестись.

Ефремов и Мазарук решили не расписываться в ЗАГСе, а ограничиться гражданским браком. Свадьбу, однако, сыграли. Этот союз тоже не продержался долго. Они были слишком разные. Режиссер постоянно пропадал в театре.

Женщина очень ревновала мужа и часто закатывала скандалы. Правда, личная биография жены Олега Ефремова – Ирины Мазарук, тоже была далеко не безупречна. Как-то раз она забыла на столе дневник, в котором описывала свои отношения с другими мужчинами. Ефремов прочитал эти откровения и не смог простить супругу.

Когда Ефремов сообщил Мазарук о решении расстаться, та в отчаянии пыталась покончить с собой (разрезала вены). Но даже это не заставило режиссера вернуться.

Роман с Ниной Дорошиной

Об отношениях ведущей актрисы «Современника» Нины Дорошиной и главрежа Ефремова в шестидесятые годы судачила вся Москва. Их взаимная симпатия проявилась еще в 1955 году, когда они вместе снимались в фильме «Последний эшелон».

Ниже их пару можно видеть на фото. Олег Ефремов, биография и личная жизнь которого всегда была наполнена любовью вперемешку с творчеством, увлекся Ниной, а она так просто потеряла голову от любви.

Режиссер и актриса то сходились и жили вместе, то расставались, но через какое-то время, понимая, что не могут друг без друга, снова воссоединялись. Казалось, этому не будет конца.

В один из периодов охлаждения Нина Дорошина приняла решение выйти замуж за Олега Даля. На свадьбу явился Ефремов и, подняв бокал, заявил, что невеста все-равно любит только его. Это нанесло Далю сильную душевную травму, актер исчез почти на две недели, и никто не знал где он находится.

Дорошина пробыла в статусе жены Даля около 2 месяцев, после чего подала на развод и сбежала к Ефремову. Говорят, что она любила его всю свою жизнь. А он? Биография Олега Ефремова и личная жизнь шли по привычному сценарию. Он просто не мог долгое время любить какую-то одну женщину.

олег ефремов биография личная жизнь фото

Роковое ДТП с участием Михаила Ефремова

Поздним вечером 8 июня 2020 года заслуженный артист России Михаил Ефремов, двигаясь по Садовому кольцу на своем внедорожнике, совершил наезд на грузовик, водитель которого (Сергей Захаров) впоследствии скончался от полученных травм.

По словам очевидцев, удар был настолько сильным, что пострадавшего водителя фургона буквально вырезали из искореженного металла.

Биография Михаила Ефремова, его личная жизнь и роковое ДТП

Как было установлено следственными органами, актер находился в состоянии алкогольного опьянения и даже не пытался свернуть, чтобы избежать лобового столкновения.

По словам адвоката Сергея Жорина, для знаменитого артиста все может закончиться очень печально, то есть реальным сроком — от трех до семи лет лишения свободы.

На место аварии сразу же прибыли друзья и коллеги Ефремова — Иван Стебунов и Сергей Гармаш, чтобы поддержать знаменитого артиста. Как сообщают СМИ, это уже не первая авария, устроенная актером. В августе 2009 года он также врезался в автомобиль, находясь в нетрезвом состоянии.

Биография Михаила Ефремова, его личная жизнь и роковое ДТП

Самый долгий брак

Казалось, что режиссер не способен на длительные отношения.

Но в личной биографии Олега Ефремова существовал период длиной в 12 лет, когда он был женат на актрисе Алле Покровской. Они познакомились в начале шестидесятых годов. В 1962 году Покровская стала третьей женой режиссера. Этот брак просуществовал гораздо дольше других.

Покровская был очень уравновешенной женщиной и длительное время смогла мириться с регулярными загулами талантливого мужа, но и ее терпению пришел конец. Так что этот союз тоже в конце концов распался.

Дети Олега Ефремова

Биография нашего героя будет неполной без небольшого рассказа о его детях. Олег Ефремов дважды становился отцом. В недолгом гражданском браке с Ириной Мазарук у Ефремова родилась дочь – Анастасия. После расставания с женой режиссер продолжал заботиться о ребенке. Когда Настя выросла, она стала театроведом.

Алла Покровская в 1963 году родила Ефремову сына – Михаила. Сегодня Михаил Ефремов – известный актер кино и театра. Он унаследовал от отца очень многое. Это и талант, и внешность, и любвеобильность (Михаил женился 4 раза).

Личная жизнь Михаила Ефремова – дети и жены

Личная жизнь актера, как и его творческая биография, довольно насыщенна. Только официальных браков у него было пять. Сейчас Ефремов — многодетный отец, имеющий шестерых наследников.

С первой супругой — Еленой Гольяновой Михаил встретился, будучи студентом, но их брак оказался скоротечным и не продлился даже месяца. Детей не было.

Второй избранницей стала бывшая жена Антона Табакова — Ася Воробьева, которая под началом Ефремова в «Современнике 2». Их роман происходил на глазах у коллег, в том числе и тогда еще супруга Аси — Антона Табакова. Уже через пару месяцев с момента знакомства влюбленные сыграли свадьбу. На тот момент девушка уже носила ребенка от своего руководителя. Сына назвали Никитой. Но и этот брак оказался неудачным — спустя два года Михаил, и Ася расстались.

Биография Михаила Ефремова, его личная жизнь и роковое ДТП

Со своей третьей женой — Евгенией Добровольской актер начал встречаться будучи еще в браке с Асей Воробьевой.

Заметив эффектную девушку в одной компании, Ефремов практически сразу влюбился и начал ухаживать за ней. Поначалу Евгения — выпускница ГИТИСа не обращала внимания на влюбленного парня и всячески отвергала его ухаживания. Но в итоге красавица не устояла перед невероятным упорством и натиском Ефремова и молодые люди поженились. Евгения подарила Михаилу сына — Николая.

❌ Спустя пять лет совместной жизни пара рассталась. Причиной тому стало излишнее увлечение актера спиртными напитками и его постоянные измены.

Биография Михаила Ефремова, его личная жизнь и роковое ДТП

Как актер — да.

43.75%

Не очень. Вроде талантливый актер, но алкогольная зависимость все портит…

31.25%

Нет!

25%

Проголосовало: 32

Далее последовал брак с Оксаной Качалиной, которая родила Михаилу красавицу-дочку Мари-Анну. На этот раз уже сам актер выступал в роли борца с пьянством и всячески пытался избавить супругу от этой вредной привычки, но не получилось. Прожив вместе четыре года супруги расстались.

И, наконец, пятой супругой любвеобильного мужчины стала Софья Кругликова, с которой актер познакомился на одной из вечеринок в доме Гарика Сукачева.

✅ Поначалу Соня пыталась вернуть Ефремова в семью, но вскоре поняла, что их брак с Качалиной обречен и приняла предложение артиста стать его женой. В браке родились двое детей — сын и дочь. Но на этот раз в ЗАГС никто не спешил, и венчание влюбленных состоялось только спустя 15 лет совместной жизни.

Биография Михаила Ефремова, его личная жизнь и роковое ДТП

Работа в кино

Рассказывая о биографии Олега Ефремова, мы еще ничего не упомянули про его многочисленные роли в кино. А ведь именно благодаря им наш герой стал любимцем многомиллионной советской аудитории.

Впервые Ефремов попробовал себя в качестве киноактера в картине Михаила Калатозова «Первый эшелон». Премьера фильма состоялась в 1955 году. Дебют был успешным. Все последующие годы Ефремов снимался в кино регулярно.

Далеко не все его работы были удачными. Но некоторые ефремовские киноперсонажи просто гениальны. Например, Максим Подберезовиков из лирической комедии Рязанова «Берегись автомобиля» или таксист из фильма «Три тополя на Плющихе».

роли олега ефремова

Фильмография

Олег Ефремов снялся в 95 фильмах. Вот самые известные из них:

  • «Первый эшелон»;
  • «Тугой узел»;
  • «Рассказы о Ленине»;
  • «Исполнение желаний»;
  • «Трудное счастье»;
  • «Испытательный срок»;
  • «Мой младший брат»;
  • «Три толстяка»;
  • «Живые и мертвые»;
  • «Вызываем огонь на себя»;
  • «Звонят, откройте дверь»;
  • «Война и мир»;
  • «Берегись автомобиля»;
  • «Еще раз про любовь»;
  • «Айболит-66»;
  • «Три тополя на Плющихе»;
  • «Штрихи к портрету»;
  • «Мама вышла замуж»;
  • «Гори, гори, моя звезда»;
  • «Бег»;
  • «Король-олень»;
  • «Вся королевская рать»;
  • «Случай с Полыниным»;
  • «Здравствуй и прощай»
  • «Ты и я»;
  • «За все в ответе»;
  • «Ольга Сергеевна»;
  • «Москва, любовь моя»;
  • «Вечно живые»;
  • «Дни хирурга Мишкина»;
  • «Рудин»;
  • «Открытая книга»;
  • «Враги»;
  • «Комиссия по расследованию»;
  • «Честное слово»;
  • «Когда я стану великаном»;
  • «Однажды двадцать лет спустя»;
  • «Мнимый больной»;
  • «Было у отца три сына»;
  • «Инспектор ГАИ»;
  • «Графоман»;
  • «Шофер на один рейс»
  • «Продлись, продлись, очарованье»;
  • «Чужая жена и муж под кроватью»;
  • «Батальоны просят огня»;
  • «Тайна Снежной королевы»;
  • «Полет птицы»;
  • «Первая встреча, последняя встреча»;
  • «Кабала святош»;
  • «Шапка»;
  • «Ширли-мырли»;
  • «Сочинение ко дню победы»;
  • «Чехов и Ко».

Ефремов Олег Николаевич

Актер театра и кино. Режиссер. Педагог. Театральный деятель. Герой Социалистического Труда. Народный артист Российской Федерации. Один из создателей и первый секретарь правления Союза театральных деятелей России. Создатель и художественный руководитель московского театра «Современник». Профессор.

Олег Ефремов родился 1 октября 1927 года в городе Москва. Родители мальчика Анна Дмитриевна и Николай Иванович жили скромно, потому детство будущего легендарного актера, режиссера, педагога и основателя театра «Современник» прошло в большой московской коммуналке на Арбате. Его лучшими друзьями являлись внук артиста Василия Калужского, Александр Калужский, и приемный сын писателя Михаила Булгакова Сергей Шиловский.

Школьные годы Олег провел в Воркуте, где отец работал бухгалтером в Главном управлении лагерями, так что сын достаточно близко увидел настоящую жизнь заключенных. Сразу после войны Ефремов возвратился в Москву и отправился сдавать экзамены в Школу-студию Московского Художественного Академического Театра. Желающих поступить на актерский факультет оказалось огромное количество, но восемнадцатилетний юноша умудрился покорить приемную комиссию и пройти по конкурсу с первого раза. Олегу Николаевичу повезло попасть на курс выдающегося театрального режиссера, лауреата четырех Сталинских премий Михаила Кедрова и лауреата двух Сталинских премий Василия Топоркова.

Молодой человек ушел в учебу с головой, мечтая о работе в Московском Художественном Театре имени Антона Павловича Чехова. Амбициозный студент писал в дневнике, что станет главным режиссером знаменитого театра, но после окончания Школы-студии его не взяли туда даже статистом. Это стало полным разочарованием. Однако Ефремов не отчаялся и поступил на службу в Центральный Детский Театр.

Вскоре ЦДТ стал одним из самых популярных театров Москвы. Ефремов сыграл на его сцене более двадцати ролей. Актеру одинаково блестяще удавалось перевоплощаться в Самозванца в «Борисе Годунове» и Иванушку-дурачка в «Коньке-горбунке». В 1955 году Олег Николаевич сам поставил музыкальную комедию Михаила Львовского и Вадима Коростылева «Димка-невидимка». Режиссерский дебют удался актеру блестяще.

В 1956 году Олег Ефремов организовал в столице театр «Современник» и до 1970 года являлся его главным режиссером. «Современник» стал самым первым в послевоенное время в России театром, который появился как свободное творческое объединение группы единомышленников. Среди друзей и сподвижников Олега Николаевича были Евгений Евстигнеев, Галина Волчек, Олег Табаков, Игорь Кваша.

Начиная с 1960-х годов имя Ефремова-режиссера засияло на нашей сцене рядом с именами Георгия Товстоногова, Анатолия Эфроса и Юрия Любимова. Руководитель стал настоящим новым лидером российской театральной режиссуры второй половины XX века. С 1970 года Ефремов возглавил Московский Художественный Академический Театр имени Антона Павловича Чехова и до конца своей жизни оставался на этом посту, реализовав свои студенческие устремления.

Олег Ефремов дебютировал в кино, когда сыграл комсомольца Алексея Узорова в мелодраме «Первый эшелон» Михаила Калатозова. После удачного кинодебюта фильмы с Ефремовым стали выходить чуть ли не каждый год. Киногерои Ефремова являлись совершенно разноплановыми, но каждый раз зрителю казалось, что актер как будто играет самого себя. И Долохов в «Войне и мире», и доктор Айболит в «Айболите-66», и следователь Максим Подберезовиков в фильме «Берегись автомобиля!», и, конечно, таксист Саша в «Трех тополях на Плющихе» получались у Олега Николаевича такими живыми, как будто он не играет, а живет перед камерой.

С 1976 года Ефремов являлся профессором Школы-студии при МХАТе. Его творческая жизнь оказалась разнообразной и наполненной. Всего сыграл более пятидесяти ролей в театре и свыше семидесяти в кино, как режиссер поставил около семидесяти спектаклей. Уже в юности стал педагогом и за свою жизнь воспитал целое поколение актеров-«ефремовцев». Ефремов носил звание Народного артиста, являлся лауреатом премий и фестивалей, входил в число создателей и занимал пост первого секретаря правления Союза театральных деятелей России.

Умер Олег Николаевич Ефремов 24 мая 2000 года в Москве от рака легких. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Могила расположена в так называемом мхатовском некрополе, рядом с Антоном Чеховым, чье имя носил возглавляемый им театр, и с Константином Станиславским, чьему искусству поклонялся.

Награды и Признание Олега Ефремова

Герой Социалистического Труда (1987) Заслуженный деятель искусств России (1967) Народный артист России (1969) Народный артист СССР (1976) Государственная премия СССР (1969) — за сценическую трилогию «Декабристы», «Народовольцы», «Большевики» Государственная премия СССР (1974) — за спектакль «Сталевары» по пьесе Г. К. Бокарева Государственная премия СССР (1983) — за спектакль «Так победим!» по пьесе М. Ф. Шатрова Государственная премия Российской Федерации (1997) — «за сохранение и развитие традиций русского психологического театра в спектакле «Три сестры» Государственная премия Российской Федерации (2003, посмертно) — «за многолетнее научное исследование и публикацию творческого наследия основателей Московского Художественного театра» Два ордена Трудового Красного Знамени (1971, 1977) Орден Ленина (1987) Орден Дружбы народов (1993) Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1997) Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» Медаль «В память 850-летия Москвы» Медаль «Ветеран труда» Рыцарь Международного орден Святого Константина Великого (Союз Святого Константина) Приз конкурса-смотра актеров московских театров «Золотая маска» (1976) Приз жюри Всесоюзного телефестиваля в Ленинграде (фильм «Дни хирурга Мишкина», 1976) Театральная премия «Хрустальная Турандот» (1997) — за долголетнее и доблестное служение театру Кинопремия «Золотой Овен» (1997) — за вклад в киноискусство Приз «Госпожа удача» имени П. Б. Луспекаева открытого кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок» в Анапе (1997). Специальный приз жюри Национальной театральной премии «Золотая маска» (1998) — за спектакль «Три сестры» А. П. Чехова Благодарность Президента Российской Федерации (23 октября 1998 года) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области театрального искусства и в связи со 100-летием Московского Художественного академического театра Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства (в области просветительской деятельности) (1999) — за уникальный вклад в развитие культуры Москвы Премия «Человек года» Русского биографического института (1998) Театральная премия «Чайка» В честь О. Н. Ефремова назван астероид (19127) Олегефремов, открытый астрономом Л. Г. Карачкиной в Крымской астрофизической обсерватории 26 августа 1987 года.

Творчество Олега Ефремова

Театральные работы

Актерские

Центральный детский театр

1949 — «Ее друзья» В. Розова. Постановка О. Пыжовой и Б. Бибикова — Володя Чернышев 1949 — «Я хочу домой» С. Михалкова — Янис 1950 — «Драгоценное зерно» А. Мусатова — Учитель 1950 — «Город мастеров» Т. Габбе — Странник 1950 — «Дубровский» по А. Пушкину — Крестьянин 1950 — «Недоросль» Д. Фонвизина — Митрофан 1950 — «Романтики» Э. Цюрупы — Николай Шаповалов 1950 — «Настоящий друг» В. Любимовой — Степан 1951 — «Горе от ума» А. Грибоедова — Французик 1951 — «Романтики» Э. Цюрупы — Митрич 1951 — «Два капитана» по В. Каверину — Саня Григорьев, Гриша Фабер 1952 — «Конек-Горбунок» П. Маляревского по сказке П. П. Ершова. Постановка М. Кнебель 1952 — «Волынщик из Страконице» Й. К. Тыла — Шванда 1953 — «Страницы жизни» В. Розова. Постановка М. О. Кнебель — Костя Полетаев 1953 — «На широкую воду» Н. Реут, М. Скрябина — Андрей Медведев 1953 — «Горе от ума» А. Грибоедова — Молчалин 1953 — «Ее друзья» В. Розова — Петя 1953 — «Гельголанд зовет» А. Кузнецова. Постановка В. Колесаева — Вальред Дилле 1954 — «Мещанин во дворянстве» Ж. Б. Мольера. Постановка М. Кнебель — Ковьель 1955 — «В добрый час!» В. Розова. Постановка А. Эфроса — Алексей 1955 — «Два капитана» по В. Каверину — Саня Григорьев 1956 — «Оливер Твист» по Ч. Диккенсу — Монкс 1956 — «Дочка» В. Каверина — Кочергин 1956 — «Борис Годунов» А. Пушкина. Постановка А. Эфроса — Самозванец

«Современник»

1956 — «Вечно живые» В. Розова. Постановка О. Ефремова — Борис Бороздин 1957 — «В поисках радости» В. Розова. Постановка О. Ефремова — Федор 1958 — «Никто» Э. де Филиппо. Постановка А. Эфроса — вор Винченцо 1958 — «Продолжение легенды» А. Кузнецова — Леонид 1959 — «Два цвета» А. Зака и И. Кузнецова. Постановка О. Ефремова — Борис Родин 1959 — «Пять вечеров» А. Володина. Постановка О. Ефремова и Г. Волчек — Ильин 1961 — «Вечно живые» В. Розова. Постановка О. Ефремова (вторая редакция) — Бороздин 1961 — «Четвертый» К. Симонова. Постановка О. Ефремова — Он 1962 — «Старшая сестра» А. Володина. Постановка Б. Львова-Анохина — Ухов 1962 — «Пятая колонна» по Э. Хемингуэю — Филипп 1963 — «Назначение» А. Володина. Постановка О. Ефремова — Лямин 1967 — «Декабристы» Л. Зорина — Николай I 1967 — «Народовольцы» А. Свободина. Постановка О. Ефремова — Желябов 1970 — «С вечера до полудня» В. Розова — Андрей Жарков

МХТ имени Чехова

1971 — «Дульсинея Тобосская» А. Володина. Постановка О. Ефремова — Дон Луис 1971 — «Валентин и Валентина» М. Рощина — прохожий 1973 — «Старый Новый год» М. Рощина — Петр Себейкин 1975 — «Медная бабушка» Л. Зорина. Постановка О. Ефремова — Пушкин 1975 — «Заседание парткома» А. Гельмана. Постановка О. Ефремова — Потапов 1977 — «Обратная связь» А. Гельмана — Лоншаков 1978 — «Утиная охота» А. Вампилова. Постановка О. Ефремова — Зилов 1979 — «Кино» И. Чурки. Постановка И. Хорваи — Берецкер 1981 — «Наедине со всеми» А. Гельмана. Постановка О. Ефремова — Голубев 1985 — «Дядя Ваня» А. Чехова. Постановка О. Ефремова — Астров 1987 — «Перламутровая Зинаида» М. Рощина. Постановка О. Ефремова — Аладьин 1988 — «Кабала святош» М. Булгакова. Постановка А. Шапиро — Мольер 1992 — «Возможная встреча» П. Барца — Г. Ф. Гендель 1994 — «Борис Годунов» А. Пушкина — Борис Годунов

Режиссерские работы

Центральный детский театр

1955 — «Димка-невидимка» В. Коростылева и М. Львовского. Художник Б. Кноблок

«Современник»

1956 — «Вечно живые» В. С. Розова. Художники Л. Батурин, Д. Лазарев 1957 — «В поисках радости» В. Розова. Художник Е. Гранат (совместно с В. Сергачевым) 1958 — «Продолжение легенды» А. Кузнецова. Художник В. Зайцева (совместно с М. Микаэлян) 1959 — «Два цвета» А. Зака и И. Кузнецова. Художники А. Елисеев, М. Скобелев (совместно с В. Сергачевым) 1959 — «Пять вечеров» А. Володина. Художник Ю. Горохов (совместно с Г. Волчек) 1960 — «Голый король» Е. Шварца. Художник В. Доррер (совместно с М. Микаэлян) 1961 — «Четвертый» К. Симонова. Художник В. Доррер 1962 — «По московскому времени» Л. Зорина. Художник В. Доррер 1963 — «Назначение» А. Володина. Художник Б. Мессерер 1963 — «Без креста!» по мотивам повести В. Тендрякова «Чудотворная». Художник В. Доррер (совместно с Г. Волчек) 1964 — «В день свадьбы» В. Розова. Художник П. Кириллов (совместно с Г. Волчек) 1964 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана. Художник Б. Мессерер (совместно с И. Квашой) 1965 — «Всегда в продаже» В. Аксенова. Художники А. Елисеев, П. Кириллов, М. Скобелев 1965 — «Оглянись во гневе» Дж. Осборна Художник В. Медведев (совместно с В. Сергачевым) 1967 — «Традиционный сбор» В. Розова. Художник П. Кириллов; режиссер В. Салюк 1967 — «Декабристы» Л. Зорина. Художник П. Белов 1968 — «Народовольцы» А. Свободина. Постановка О. Ефремова (режиссер Е. Шифферс). Художники М. Аникст, С. Бархин 1968 — «Большевики» М. Шатрова. Художник П. Кириллов; режиссер Г. Волчек 1970 — «С вечера до полудня» В. Розова. Художник П. Кириллов; режиссер Л. Ванштейн 1970 — «Чайка» А. Чехова. Художник С. Бархин; режиссер В. Салюк

МХТ имени Чехова

1971 — «Дульсинея Тобосская» А. Володина. Художник И. Димент 1971 — «Последние» М. Горького. Художник А. Понсов 1971 — «Потусторонние встречи» Л. Гинзбурга. Сценическая редакция В. Монюкова 1971 — «Валентин и Валентина» М. Рощина. Художник Л. Столярова 1972 — «Сталевары» Г. Бокарева. Художник И. Сумбаташвили 1973 — «Соло для часов с боем» О. Заградника (совместно с А. Васильевым) 1973 — «Старый Новый год» М. Рощина. Художники А. Спешнева, Н. Серебряков 1973 — «Сон разума» А. Вальехо. Художник Й. Свобода 1974 — «Иван и Ваня» Л. Чекалова. Художник В. Николаев 1975 — «Медная бабушка» Л. Зорина. Художник И. Попов; режиссер-стажер А. Васильев 1975 — «Заседание парткома» А. Гельмана «Протокол одного заседания» 1975 — «Сладкоголосая птица юности» Т. Уильямса (руководитель постановки) 1975 — «Нина» А. Кутерницкого. Художник Э. Стенберг 1976 — «Уходя, оглянись!» Э. Володарского (руководитель постановки) 1976 — «Иванов» А. Чехова. Художник Д. Боровский; режиссер С. Десницкий 1977 — «Обратная связь» А. Гельмана. Художник Й. Свобода 1977 — «Святая святых» И. Друцэ (руководитель постановки) 1978 — «Эльдорадо» А. Соколовой. Художник С. Бенедиктов 1978 — «Утиная охота» А. Вампилова. Художник Д. Боровский; режиссер А. Мягков 1978 — «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана. Художник В. Левенталь 1980 — «Чайка» А. Чехова. Художник В. Левенталь; режиссер В. Сергачев 1981 — «Наедине со всеми» А. Гельмана. Режиссер И. Власов. Художник Д. Боровский 1981 — «Так победим!» М. Шатрова. Художник Н. Ткачук, режиссер Р. Сирота 1984 — «Скамейка» А. Гельмана (художественный руководитель постановки) 1985 — «Дядя Ваня» А. Чехова. Художник В. Левенталь; режиссер Н. Скорик 1985 — «Серебряная свадьба» А. Мишарина. Художник Д. Боровский; режиссер Р. Сирота 1986 — «Чокнутая (Зинуля)» А. Гельмана (художественный руководитель постановки) 1987 — «Перламутровая Зинаида» М. Рощина. Художник В. Левенталь; режиссер Н. Скорик 1988 — «Московский хор» Л. Петрушевской. Художник В. Левенталь; режиссер Р. Сирота 1989 — «Варвары» М. Горького. Художник В. Левенталь 1989 — «Вишневый сад» А. Чехова. Художник В. Левенталь 1990 — «Брачная ночь, или 37 мая» Л. Петрушевской (руководитель постановки) 1991 — «Олень и шалашовка» А. Солженицына. Художник П. Кириллов 1992 — «Горе от ума» А. Грибоедова. Художник Б. Мессерер 1994 — «Борис Годунов» А. Пушкина. Художник Б. Мессерер 1994 — «Мишин юбилей» А. Гельмана и Р. Нельсона. Художник Б. Мессерер 1997 — «Три сестры» А. Чехова. Художник В. Левенталь 2000 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана. Художник В. Ефимов.

Другие театры

1978 — «Валентин и Валентина» М. Рощина — Американ Консерватори тиэтр (США, Сан-Франциско) 1986 — «Наедине со всеми» А. Гельмана — Театр Афинеон (Греция, Афины) 1988 — «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана — Городской театр (Турция, Стамбул) 1990 — «Иванов» А. П. Чехова — Йельский репертуарный театр (США, Нью-Хейвен) 1991 — «Чайка» А. П. Чехова — Народный Пекинский Художественный театр (Китай)

Фильмография

1955 — Первый эшелон Алексей Узоров 1957 — Рассказы о Ленине Ф. Э. Дзержинский 1957 — Рядом с нами секретарь райкома комсомола 1957 — Саша вступает в жизнь эпизод 1957 — Исполнение желаний Зербино, молодой дровосек 1958 — Трудное счастье рыжий парень 1958 — Шли солдаты… Сенька Радунский 1960 — Испытательный срок старший уполномоченный Ульян Григорьевич Жур 1961 — Академик из Аскании нарком Федот Антипович Якушенко 1961 — Командировка Михаил Арсентьевич Щербаков 1961 — Любушка Олимп Иванович Лутошкин 1962 — Мой младший брат Виктор Яковлевич Денисов 1963 — Сотрудник ЧК Илларионов 1963 — Три толстяка Просперо 1964 — Вызываем огонь на себя дядя Вася 1964 — Живые и мертвые танкист Иванов 1965 — Война и мир Федор Долохов 1965 — Звонят, откройте дверь Василий Дресвянников 1965 — Строится мост корреспондент из Москвы 1966 — Айболит-66 доктор Айболит+вокал 1966 — Берегись автомобиля следователь Максим Подберезовиков 1967 — Дорога горящего фургона секретарь райкома 1967 — Фитиль (новелла №61 «Операция «Неман»») Имя персонажа не указано 1967 — Прямая линия полковник 1967 — Спасите утопающего читает текст и поет песню в прологе и эпилоге 1967 — Три тополя на Плющихе Саша, шофер такси 1967 — Штрихи к портрету В. И. Ленина (фильм №1 «Поименное голосование») Мартов 1968 — Еще раз про любовь Лев Карцев 1969 — Гори, гори, моя звезда художник Федор 1969 — Король-олень Дурандарте 1969 — Мама вышла замуж Виктор Леонов 1969 — Свой Павел Романович Кошелев 1969 — Только три ночи Иван Петрович Хворостин 1970 — Бег белогвардейский полковник 1970 — Случай с Полыниным Полынин 1971 — Нюркина жизнь Михаил Антонович Логинов 1971 — Ты и я Олег Павлович 1971 — Вся королевская рать Адам 1972 — Город на Кавказе (короткометражный) Виктор Сергеевич Николаев 1972 — За все в ответе Олег Петрович Голованченко 1972 — Здравствуй и прощай Григорий Степанович Буров 1973 — Чацкий — это я! (документальный) Имя персонажа не указано 1974 — Москва, любовь моя врач 1974 — Обещание счастья (новелла №2 «Дождливый рассвет») майор Кузьмин 1975 — Лесные качели Егоров 1975 — Ольга Сергеевна Виктор Анатольевич Курдюмов 1975 — Там, за горизонтом профессор 1976 — Вечно живые (фильм-спектакль) Федор Иванович Бороздин 1976 — Дни хирурга Мишкина Евгений Львович Мишкин 1976 — Угощаю рябиной (фильм-спектакль) главная роль 1977 — Враги Михаил Скроботов 1977 — А. П. Чехов. Три сестры (фильм-спектакль) ведущий 1977 — Заседание парткома (фильм-спектакль) Василий Трифонович Потапов 1977 — Рудин Дмитрий Николаевич Рудин 1977 — Открытая книга Марлин 1978 — Когда я стану великаном Сергей Константинович, представитель ГорОНО 1978 — Комиссия по расследованию главный конструктор Жолудов 1978 — Последний шанс Михаил Иванович Горохов 1978 — Честное слово читает текст 1979 — Активная зона секретарь парткома Новиков 1979 — Поэма о крыльях Сергей Рахманинов 1979 — Мнимый больной Арган 1980 — Однажды двадцать лет спустя Илья Николаевич 1981 — Было у отца три сына Дмитрий Алексеевич 1981 — Шофер на один рейс Михаил Антонович Артюхин 1982 — Инспектор ГАИ майор Федор Антонович Гринько 1982 — Формула памяти Зеленин 1983 — В городе хорошая погода… Павел Петрович Леднев 1983 — Графоман Петр Кондратьевич Мокин 1983 — Среди тысячи дорог Петр Васильевич Николаев 1984 — Продлись, продлись, очарованье… Антон Николаевич Скворцов 1984 — Чужая жена и муж под кроватью Александр Демьянович 1985 — Батальоны просят огня полковник Гуляев 1985 — Осторожно — Василек Николай Иванович 1985 — От зарплаты до зарплаты Ефимов 1985 — Такой странный вечер в узком семейном кругу (фильм-спектакль) Юрий Петрович 1986 — Тайна Снежной королевы Голос Сказки 1987 — Первая встреча, последняя встреча Занззевеев 1987 — Почему убили Улофа Пальме? (фильм-спектакль) Имя персонажа не указано 1987 — Так победим! (фильм-спектакль) ведущий 1988 — Кабала святош (фильм-спектакль) Жан-Батист Поклен де Мольер 1988 — Полет птицы Сторожков 1988 — Неприкаянный Ветлугин 1990 — Шапка Лукин 1991 — И возвращается ветер… Сергей Юткевич 1992 — Возможная встреча (фильм-спектакль) Георг Фридрих Гендель 1995 — Русский проект водитель троллейбуса, алкоголик («Это мой город», «Сборка») 1995 — Ширли-мырли Николай Григорьевич 1997 — Ах, зачем эта ночь… снимался 1998 — Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни (фильм-спектакль) Астров 1998 — Сочинение ко Дню Победы Дмитрий Киловатов 1998 — Чехов и Ко отец Савва Жезлов, Камышов

Режиссер

1965 — Строится мост (совм. с Г. Егиазаровым) 1972 — Последние (фильм-спектакль) (совм. с Л. Пчелкиным, В. Салюком) 1973 — Димка-невидимка (фильм-спектакль) 1974 — Соло для часов с боем (фильм-спектакль) (совм. с Л. Пчелкиным, А. Васильевым) 1976 — Вечно живые (фильм-спектакль) (совм. с Г. Волчек и М. Марковой) 1977 — Заседание парткома (фильм-спектакль) (совм. с Е. Козловским) 1980 — Старый Новый год (совм. с Н. Ардашниковым) 1981 — Иванов (фильм-спектакль) (совм. с С. Десницким и В. Храмовым) 1987 — Большевики (фильм-спектакль) (совм. с Г. Волчек и А. Казьминой) 1987 — Так победим! (фильм-спектакль) (совм. с В. Храмовым) 1994 — Мишин юбилей (фильм-спектакль) 1997 — Три сестры (фильм-спектакль) 1998 — Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни (фильм-спектакль) 2001 — Чайка (фильм-спектакль) (совм. с Н. Скориком)

Сценарист

1965 — Строится мост (совм. с Н. Мельниковым)

Участие в фильмах

1974 — Петр Мартынович и годы большой жизни (документальный) 1975 — О нашем театре (документальный) 1977 — Любите ли вы театр? (документальный) — рассказ о любви к театру 1977 — Монологи (документальный) 1984 — Булат Окуджава поет свои песни (документальный) — зритель на концерте 1984 — Мои современники (документальный) 1987 — Олег Ефремов. Чтобы был театр (документальный) 1988 — Старый новый МХАТ (документальный)

Архивные кадры

2004 — Олег Ефремов (из цикла телевизионных художественно-постановочных программ телеканала «Культура» «Легенды мирового кино» (документальный) 2005 — Неизвестный Олег Ефремов (документальный) 2006 — Олег Ефремов (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный) 2007 — Вечный Олег (документальный) 2007 — Список короаблей (документальный) 2007 — Мужское обаяние Олега Ефремова (документальный) 2008 — Александр Вампилов. Я знаю, я старым не буду… (документальный) 2010 — Татьяна Лаврова. Недолюбила, недожила… (в телепрограмме «Кумиры» с Валентиной Пимановой) (документальный)

Библиография

Ефремов О. Н. Все непросто…. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992. — 320 с. Ефремов О. Н. О театре и о себе / Сост. А. Смелянский. — М.: МХТ, 1997. Ефремов О. Н. Настоящий строитель театра / Л. Богова. — М.: Зебра Е, 2011. — 480 с.

Семья Олега Ефремова

Первая жена — Лилия Михайловна Толмачева (1932-2013), актриса, народная артистка РСФСР (1981); брак оказался недолгим, распался уже в 1952 году, но творческий союз сохранился: Толмачева стала одной из ведущих актрис ефремовского «Современника».

Гражданская жена — Ирина Ильинична Мазурук (1936-1985), актриса и журналистка. Дочь — Анастасия, театральный критик по образованию. Редактор журнала «Страстной бульвар, 10», президент Благотворительного фонда Олега Ефремова, директор театрального фестиваля «ПостЕфремовское пространство». Дочь Анастасии Ефремовой — актриса Ольга Андреевна Ефремова.

Вторая жена — Алла Борисовна Покровская, актриса «Современника», дочь выдающегося оперного режиссера Бориса Покровского; Сын — Михаил (род. 1963), актер театра и кино, театральный режиссер, телеведущий. Заслуженный артист РФ (1995). Актером стал и старший сын Михаила — Никита Ефремов.
24.05.2000

Звания и награды

Дополним биографию Олега Ефремова перечнем наград и регалий, полученных им в разные годы жизни:

  • 1967 г. звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР;
  • 1969 г. звание Народного артиста РСФСР;
  • 1976 г. звание Народного артиста СССР;
  • 1974 и 1983 гг. Государственная премия СССР;
  • 1987 г. Орден Ленина;
  • 1993 г. Орден Дружбы народов;
  • 1997 г. Орден «За заслуги перед Отечеством»;
  • Медаль «Ветеран труда».

Предлагаем еще раз взглянуть на фото Олега Ефремова, биография которого представлена в этой публикации.

олег ефремов биография личная жизнь дети

Уход из жизни

Олег Николаевич Ефремов умер на 73 году жизни, 24 мая 2000 года, после длительной болезни. В день его похорон – 31 мая, к зданию театра в Камергерском переулке, где проходило прощание с великим артистом, невозможно было подойти из-за огромных толп народа.

Почитатели таланта Олега Ефремова в последний раз пришли поклониться своему кумиру и подарить ему прощальные букеты цветов.

Место захоронения Олега Ефремова – Новодевичье кладбище в Москве. Он покоится рядом со своим кумиром – Константином Сергеевичем Станиславским.

Увлечение театром

Вернувшись в столицу, Олег Николаевич Ефремов неожиданно увлекся театром. И не он один, практически все ребята из его дворовой театром после того, как стали посещать театральный кружок при местном Доме пионеров. Кроме того, благодаря дружбе с сыном легендарного автора «Мастера и Маргариты» и еще несколькими мальчишками — родственниками известных актеров, Олег Ефремов довольно скоро оказался практически своим в театральных кругах.

После окончания школы Олег и все его товарищи по драмкружку подали документы во МХАТ. Но только Ефремову улыбнулась удача, и он поступил.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СelebrityNews