Музы Жан-Люка Годара


Детство и юность

Жан-Люк Годар родился в Париже 3 декабря 1930 года. Будущий режиссер был вторым из четверых детей. Отец мальчика, профессиональный врач, до этого успел пожить как во Франции, так и в Швейцарии. Мать происходила из старинной династии Моно, восходящей к женевскому протестантскому богослову Жану Моно. Через 3 года после рождения Жан-Люка отец нашел место в швейцарской клинике, и семья уехала из Франции. Начальное образование Годар получил в Ньоне.

Жан-Люк Годар

В молодости Жан-Люк увлекался спортом, особенно его привлекали футбол, баскетбол и катание на лыжах. Еще одним важным моментом детства и юности режиссера стал протестантизм – семья была верующей.

Переходный возраст проходил тяжело: Годар, несмотря на обеспеченность семьи, начал воровать. Привычка переросла в болезненную манию, и мальчик начал красть даже у родственников и друзей. Когда это вскрылось, Жан-Люку было 17 лет, и семья такое «увлечение» не одобрила.

Жан-Люк Годар в молодости

В 1946 году юноша уехал в Париж, где продолжил образование в лицее Буффон. Семейные связи помогли ему стать вхожим в элитные круги столицы Франции, а жил Годар в это время у писателя Жана Шлюмберже. Не сдав в 1948 году экзамен на степень бакалавра, Жан-Люк вернулся в Швейцарию, где вместе с родителями поселился в Лозанне.

В тот период старшая сестра научила юношу рисовать, и Годар с увлечением начал писать картины в абстрактном стиле. Через год юноша вернулся в Париж, где все же сумел получить степень бакалавра. В этот период биографии в его жизнь и вошло киноискусство. Новыми друзьями Годара стали молодые кинокритики, которые встречались в киноклубах.

Фильмы

Годар стал частью поколения, для которого кино имело особенное значение. По его словам, в 1950-е фильмы были столь же важны, как и хлеб, а его сверстники думали, что кино станет инструментом познания, подобно микроскопу или телескопу. Сначала Жан-Люк увлекся кинокритикой. Совместно с Морисом Шерером он даже основал журнал «Gazette du cinéma», выпустивший 5 номеров. В то время Годар не делал фильмы – он был зрителем, который писал о них и помогал их снимать.

Режиссер Жан-Люк Годар

Осенью 1952 года Жан-Люк покинул Францию и вернулся в Швейцарию, к маме – брак родителей к тому моменту распался. В этот период он подружился с любовником матери, работавшим на гидрокомплексе Клезон-Диксенс, и благодаря ему устроился туда строителем. Тогда же Годар задумал снять о гидрокомплексе документальный фильм. В 1954 году ленту «Операция бетон», снятую на 35-миллиметровую кинокамеру, купила управляющая компания, чтобы затем использовать в рекламных целях. После этого до 1960 года Годар снимал короткометражное кино.

В 1960-м Жан-Люк выпустил первый полнометражный фильм «На последнем дыхании» с Жан-Полем Бельмондо в главной роли, ставший одной из картин «Новой волны» кинематографа. Лента сочетала в себе различные элементы актуальной в те годы культуры, в частности – жанровые особенности нуара.

Жан-Люк Годар на съемках фильма «На последнем дыхании»

С этого периода Годар начинает включать в фильмы отсылки к творчеству коллег. В «На последнем дыхании», например, можно заметить постер картины «Тем тяжелее падение» с Хамфри Богартом в главной роли. Также в ленте можно обнаружить визуальные цитаты из фильмов Ингмара Бергмана, Фрица Ланга и других режиссеров.

Еще один фильм Годара 1960-го, «Маленький солдат», сначала был запрещен к показу цензурой и увидел свет только в 1963 году. Ленту, жестко и правдиво рассказывающую о войне в Алжире, обвинили в чрезмерном детализировании сцен насилия. Однако есть предположения, что причиной запрета стало неприглядное отображения Франции и ее роли в Алжирской войне.

Фильм Жан-Люка Годара «Маленький солдат»

Главную женскую роль в «Маленьком солдате» исполнила начинающая франко-германская актриса Анна Карина. Неопытность девушки перед кинокамерами была использована режиссером для придания картине еще большей реалистичности. Совместная работа привела к тому, что к моменту окончания съемок между Жан-Люком и Анной начался роман.

В 1963 году Годар снял свой самый коммерчески успешный фильм – «Презрение», в котором главную роль исполнила главная звезда французского кино – Брижит Бардо. Картину признали вершиной модернизма в кинематографии. Следующий год для Жан-Люка ознаменовался выходом картины «Посторонние» (она же – «Банда аутсайдеров»), которую сам Годар в интервью охарактеризовал так:

«Алиса в Стране Чудес встречает Франца Кафку».

Фильм Жан-Люка Годара «Презрение»

На волне социальных изменений в мировом сообществе Жан-Люк Годар начал затрагивать в работах политическую тему. В 1967 году он снял фильм «Китаянка», который, не будучи самой известной картиной режиссера, считается одним из лучших в его фильмографии. Лента является вольной адаптацией романа Федора Михайловича Достоевского «Бесы» и пытается художественно переосмыслить учение Мао Цзэдуна.

Фильм Жан-Люка Годара «Китаянка»

К 1980-м, оставив политико-социальную тематику, Жан-Люк вернулся к нейтральному кинематографу и творчеству ради искусства. В этот период сняты такие картины, как «Спасай, кто может (свою жизнь)», «Страсть» и очередная экспериментальная экранизация шекспировского «Короля Лира».

За 10 лет – с 1988 по 1998 годы – Годар снял свой, пожалуй, наиболее объемный и монументальный труд: документальный сериал «История кино: только история».

Фильм Жан-Люка Годара «Наша музыка»

В 2004-м в искусство режиссера вновь вернулась социальная тема – Жан-Люк снял фильм «Наша музыка», посвященный арабо-израильскому конфликту и вообще теме современных войн. Стилистической особенностью картины является то, что она состоит из 3 частей, названных, как в «Божественной комедии», «Адом», «Чистилищем» и «Раем». Причем «Рай» выглядит как побережье, которое неустанно патрулируют морпехи США.

2010-е годы в творчестве Годара – период экспериментов. Благодаря 3D-фильму «Прощай, речь» режиссера наградили призом жюри Каннского фестиваля. За 3 года до этого заслуги Жан-Люка перед мировой киноиндустрией были о за вклад в развитие кинематографа.

Самое интересное

ТОП-9 голливудских актрис с нестандартной внешностью (10.01.2018)

Топ-10 курьезов на вручении премий «Оксар»

К концу шестидесятых «новая волна» перестала интересовать Годара, а его новым увлечением стал марксизм. Еще один фильм Годара, ставший одним из ярких примеров «новой волны», «Женщина есть женщина» был снят в 1961 году, а главную роль в нем сыграла жена Жана-Люка Годара Анна Карина.

На фото: рабочий момент съемок фильма «Женщина есть женщина»

На фото: рабочий момент съемок фильма «Женщина есть женщина»

Во времена социального кризиса во Франции, вылившегося в студенческие демонстрации и массовые беспорядки, Жан-Люк Годар начал снимать пропагандистские фильмы и стал одним из идейных вдохновителей левого движения. Вместе с Жан-Пьером Горином Годар создал группу, занимавшуюся съемками политического кино, и назвали ее «Дзига Вертов». Группа просуществовала до 1972 года.

«Это был индивидуальный бунт, и с большим опозданием я понял, что должен теснее связать себя с великими социальными движениями», — писал Жан-Люк Годар.

Возвращение к большому кино в 1980 году было ознаменовано выходом фильмов «Спасай, кто может (свою жизнь)», «Имя: Кармен», «Страсть». В 2010 году Годар снял картину «Социализм», сюжет которого разворачивается на круизном лайнере.

Режиссер не собирался останавливаться, и в 2014 году он снял фильм-эксперимент «Прощай, речь» 3D. Лента снималась очень долго, а потом не менее долго монтировалась и обрабатывалась. Фильм был удостоен приза кинофестиваля в Каннах и еще нескольких наград.

На фото: Годар снимает «Прощай, речь»

На фото: Годар снимает «Прощай, речь»

«Прощай, речь» был признан одним из лучших фильмов 2014 года.

Личная жизнь

Личная жизнь режиссера неоднократно оказывалась под пристальным вниманием прессы и общественности. Первой женой Годара стала Анна Карина, творческий союз с которой привел к созданию наиболее популярных фильмов Жан-Люка. В 1960-е годы Карина и Годар считались одной из самых знаменитых пар кинематографа, фото супругов регулярно мелькали в прессе. После развода супруги прекратили общение.

Жан-Люк Годар и Анна Карина

В 1967 году на съемках «Китаянки» Жан-Люк встретил Анну Вяземски, актрису, которая приходилась внучкой Франсуа Мориаку, известному французскому писателю. Брак продлился до 1979-го и также закончился разводом. Детей у режиссера нет.

Жан-Люк Годар и Анна Вяземски

В начале 80-х Годар познакомился с Анн-Мари Мьевиль, которая фактически стала его третьей женой, пусть и без официальной брачной церемонии. Как и остальные женщины, оставившие след в жизни Жан-Люка, Анн-Мари имеет отношение к кино — она режиссер и неоднократно помогала Годару в работе.

Политические и личные воззрения Годара также неоднократно вызывали интерес журналистов, публики и коллег по цеху. С 1970-х годов Жан-Люк занял пропалестинскую позицию, что отразилось в фильмах «Наша музыка» и «Здесь и там».

Жан-Люк Годар и Анн-Мари Мьевиль

В мае 2020 года режиссер присоединился к бойкоту израильского кино. Годар отрицает факт холокоста, а в 1978 году признался, что в его семье откровенно симпатизировали нацистам. Про своего деда Жан-Люк сказал, что тот был антисемитом, а свое мнение о государстве Израиль выразил, назвав страну

«раковой опухолью Ближнего Востока».

Сомнительной сочли и поддержку Годаром опального режиссера Романа Полански, в 2009 году арестованного по обвинению в изнасиловании 13-летней Саманты Геймер.

Литература

на русском языке

  • Виноградов В.
    Антикинематограф Ж.-Л. Годара, или «Мертвецы в отпуске». — Канон+РООИ «Реабилитация», 2012. — 280 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-88373-323-8.
  • Медведев К., Адибеков К.
    Борьба на два фронта. Жан Люк Годар и группа Дзига Вертов. — М.: Свободное марксистское издательство, 2010. — 111 с.
  • Прощай, речь? Философия фильма Годара и современная концепция человека (Статьи Андрея Бычкова, Фёдора Гиренка, Владимира Мартынова, Натальи Ростовой, Вадима Руднева). — М.: Летний сад, 2015. — 120 с. — ISBN 978-5-98856-230-6. — (Серия «Современная русская философия»).
  • Вим Вендерс.
    Логика изображения. — Б&К, 2003. — 432 с. — ISBN 5-93414-100-7.
  • Жан-Люк Годар.
    Страсть. Между чёрным и белым / сост. М. Б. Ямпольский. — 1997. — 156 с.
  • Тарасов А. Н. «Годар как Вольтер» // Тарасов А. Н. Страна Икс. — М.: АСТ; Адаптек, 2006. (с незначительными сокращениями опубликовано в журнале «Дом Союзов», 1993, № 2)
  • Трофименков М. С. Две или три вещи, которые я знаю о нём. К 60-летию Жан-Люка Годара. // Искусство кино. — 1991. — № 2.
  • Трофименков М. С. Годар о Годаре: составление, комментарии, перевод // Искусство кино. — 1991. — № 2.
  • Годар, Жан-Люк / Трофименков М. С. // Гермафродит — Григорьев [Электронный ресурс]. — 2007. — С. 292. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 7). — ISBN 978-5-85270-337-8.
  • Трофименков М. С.
    Годар, Жан-Люк // Большая российская энциклопедия : электронная версия. — 2020. — 24 июня. — Дата обращения: 08.11.2018.

на других языках

  • Douglas Morrey.
    Jean-Luc Godard. — Manchester: Manchester University Press (англ.)русск., 2005. — 271 с. — ISBN 978-0719067594.
  • Jean Collet.
    Jean-Luc Godard: An Investigation Into His Films and Philosophy. — New York: Crown Publishers, 1970.
  • Roberto Chiesi.
    Jean-Luc Godard. — Gremese, 2005. — P. 128. — ISBN 978-8873015840.
  • Richard Brody.
    Everything Is Cinema: The Working Life of Jean-Luc Godard. — Macmillan, 2008. — 720 с. — ISBN 978-0-8050-6886-3.

Жан-Люк Годар сейчас

Сейчас режиссер продолжает творческую работу, несмотря на возраст – в 2020 году Годару исполнилось 88 лет. Причем вскоре после этого Жан-Люка едва не «похоронили» — в Интернете появилась ложная информация о смерти режиссера.

Жан-Люк Годар в 2020 году

Позже выяснилось, что аккаунт в «Твиттере», удачно стилизованный под официальную страницу Министерства культуры Швейцарии, принадлежал скандальному итальянцу Томмасо Дебенедетти, который до этого неоднократно публиковал фейковые заявления от лица популярных персон.

Фильмография

  • 1954 — «Операция бетон»
  • 1960 — «На последнем дыхании»
  • 1960 — «Маленький солдат»
  • 1963 — «Карабинеры»
  • 1963 — «Презрение»
  • 1964 — «Посторонние»
  • 1965 — «Альфавиль»
  • 1966 — «Сделано в США»
  • 1967 — «Китаянка»
  • 1972 — «Письмо Джейн»
  • 1980 — «Спасай, кто может (свою жизнь)»
  • 1982 — «Страсть»
  • 1987 — «Король Лир»
  • 1987 — «Ария» (фрагмент «Армида»)
  • 1996 — «Моцарт — навсегда»
  • 2004 — «Наша музыка»
  • 2010 — «Социализм»
  • 2014 — «Прощай, речь 3D»
  • 2018 — «Книга образа», или «Образ и речь»

Творчество в кино

Самый знаменитый период Годара в качестве режиссера охватывает примерно от его первого фильма «На последнем дыхании»

(1960) до фильма «
Уик-энд»
(1967). Хотя работа Годара в это время считается новаторской сама по себе, этот период контрастирует с тем периодом, что последовал за ним, во время которого Годар идеологически осуждает большую часть истории кино как «буржуазную» и, следовательно, бесполезную.

В 1959 выходит дебютный фильм Годара «На последнем дыхании»

, в котором Жан-Поль Бельмондо и Джин Сиберг в главных ролях отчетливо выражали стиль французской Новой волны, фильм включает в себя большое количество отсылок и цитат к фильмам Ингмара Бергмана, Сэмюэля Фуллера, Фрица Ланга и другим; экранное посвящение Monogram Pictures, американской студии B-фильмов.[26] Цитаты и ссылки на литературу включают Уильяма Фолкнера, Дилана Томаса, Луи Арагона, Рильке, Франсуазы Сагана, Мориса Сакса. Фильм также содержит цитаты в изображениях или на саундтреке — Моцарта, Пикассо, И.С. Баха, Пола Клее и Огюста Ренуара.

В 1961 Годар снял фильм «Маленький солдат»

, посвященный алжирской войне за независимость. Фильм, из-за его политического характера, был запрещен французским правительством до января 1963 года.

Следующие фильмы Годара «Жить своей жизнью», «Карабинеры», «Презрение» исследуют сложные социально-психологические проблемы, переживаемые обществом.

В 1964 году Годар и Карина создали производственную компанию Anouchka Films. В том же году он снял фильм «Банда аутсайдеров»

, который Годар описал как «Алиса в стране чудес встречает Франца Кафку».

Фильм «Замужняя женщина

» (1964) последовала за «
Бандой аутсайдеров»
. Это была медленная, обдуманная, смягченная черно-белая картинка без реальной истории, которая продемонстрировала участие Годара в самом передовом мышлении того времени, которое выражалось в работах Клода Леви-Стросса и Ролана Барта».

В 1965 году Годар снял «Альфавилль»

, фантастическую смесь научной фантастики, нуара и сатиры, обличавшую технократию и тоталитаризм. «
Безумный Пьеро»
(1965) отличался сложной сюжетной линией, яркими личностями и жестоким финалом. Жиль Жакоб, писатель, критик и президент Каннского кинофестиваля, назвал его «ретроспективой» и перепросмотром в том смысле, в каком он играл на многих из более ранних персонажей и тем Годара.

«Мужское — женское

» (1966), основанный на двух историях Ги де Мопассана, был исследованием современной французской молодежи и ее участия в культурной политике. Интертитр именовал персонажей как «Дети Маркса и Кока-Колы».

Затем Годар снял фильм «Сделано в США»

(1966), исходным материалом которого был
«Джаггер»
Ричарда Старка; и «
Две или три вещи, которые я знаю о ней»
(1967), в которой Марина Влади изображает женщину, ведущую двойную жизнь, в качестве домохозяйки и проститутки.

Фильм «Китаянка»

(1967) в наиболее прямой выразил политические взгляды Годара в то время. Фильм сфокусирован на группе студентов-маоистов и знакомит с идеями студенческих групп активистов в современной Франции. Фильм, выпущенный незадолго до майских событий 1968 года, предвещает студенческие восстания.

Годар активно участвует в майских событиях 1968 года, является одним из идейных вдохновителей «нового левого движения», снимает ряд пропагандистских фильмов.

В том же году Годар сделал еще более красочный и политический фильм «Уик-энд»

. Это фильм расказывает о парижской паре, когда они уезжают на выходные по французской сельской местности, чтобы забрать наследство. В результате возникает конфронтация с трагическими недостатками переизбыточной буржуазии.[27]

На фоне потрясений конца 1960-х годов Годар увлекся «политическими фильмами». Хотя многие из его фильмов с 1968 по 1972 годы являются полнометражными, они малобюджетны и бросают вызов представлению о том, каким может быть фильм. В дополнение к отказу от массового кинопроизводства, Годар также пытался избежать культа личности, который сформировался вокруг него. Он работал анонимно в сотрудничестве с другими режиссерами, в частности с Жаном-Пьером Горином, с которым он создал кинематографический коллектив «Группа Дзига Вертов». В этот период Годар снимал фильмы в Англии, Италии, Чехословакии, Палестине и Америке, а также во Франции. Он и Горин гастролировали со своими работами, пытаясь создать дискуссию, в основном в студенческих городках. Этот период достиг своего апогея с большим бюджетом производства «Все в порядке»

, в котором снимались Ив Монтан и Джейн Фонда. Из-за аварии на мотоцикле, которая вывела из строя Годара, Горен в одиночку руководил этой самой знаменитой из своих работ. В качестве дополнения к «
Все в порядке»
, Годар и Горен сняли «
Письмо Джейн»
, 50-минутный «осмотр неподвижного», фото на котором Джейн Фонда посетила Вьетнам во время войны. Фильм является деконструкцией западной империалистической идеологии. Это был последний фильм, который Годар и Горин сняли вместе.

Позднее Годар возвращается к «большому кино» и создаёт несколько значимых лент: «Спасай, кто может (свою жизнь)», «Страсть», «Имя: Кармен».

В 1990-х годах Годар создаёт масштабную киноантологию «История кино». Фильм «Моцарт — навсегда» (1996) затрагивает близкую Годару тему взаимоотношений искусства и художника.

В последнее время Годар часто принимает участие в совместных режиссёрских проектах, таких как, например, «На десять минут старше».

В 2011 году был награждён премией «Оскар» за вклад в развитие кинематографа.

В 2014 году поставил экспериментальный 3D-фильм «Прощай, речь», удостоенный приза жюри Каннского кинофестиваля и ряда других наград. При подведении киноитогов 2014 года «Прощай, речь» вошёл в большинство списков лучших фильмов года.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СelebrityNews