10 интересных фактов о Монсеррат Кабалье, которая ушла из жизни


Биография

Монтсеррат Кабалье / Montserrat Caballé (иногда Монсеррат, полное имя Мария де Монсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фольк, кат. Maria de Montserrat Viviana Concepción Caballé i Folch) родилась 12 апреля 1933 года в Барселоне в бедной семье. Обучалась в консерватории при барселонском театре Лисео и окончила обучение в 1954 году. Поступила в 1956 году в Базельскую оперу, где в её репертуар вошли роли Тоски, Аиды, Арабеллы и Саломеи.

7 января 1962 года дебютировала на сцене театра “Лисео” в опере Рихарда Штрауса “Арабелла”.

Между 1956 и 1965 годами Монсеррат Кабалье пела в оперных театрах разных городов Европы — Бремена, Милана, Вены, Барселоны, Лиссабона, а также исполнила в Мехико в 1964 году партию Манон в одноимённой опере Массне. Международная известность пришла к Кабалье в 1965 году, когда в связи с болезнью Мэрилин Хорн она заменила американскую певицу в партии Лукреции Борджии в одноимённой опере Гаэтано Доницетти (концертное исполнение в «Карнеги-холле»). Триумф Кабалье был столь велик, что публика устроила певице 20-минутную овацию.

Газета «Нью-Йорк Таймс» озаглавив рецензию «Каллас + Тебальди = Кабалье» писала:

«Мисс Кабалье достаточно было спеть первый романс… и стало ясно, что она не только обладает чистым и прекрасным голосом, но и превосходно владеет вокальным мастерством… Она может парить на pianissimo в высочайшем регистре, полностью контролируя каждую ноту, а при наивысшей громкости голос не теряет ясности и точности контура…»

Газета «Геральд Трибюн» также писала:

«Никакая предварительная реклама не могла бы предвосхитить исключительности впечатления, которое эта статная женщина, будто сошедшая с полотен Гойи, произвела на аудиторию, уже испорченную такими звездами как Каллас и Сазерленд. Когда Кабалье спела свою первую арию…что-то изменилось в атмосфере. На секунду показалось, что люди перестали дышать…».

В том же 1965 году Кабалье по личному приглашению Рудольфа Бинга дебютировала в в нью-йоркской «Метрополитен-опера», где исполнила партию Маргариты в «Фаусте». После этого выступала на сцене «Метрополитен-опера» вплоть до 1988 года. Среди лучших партий, исполненных на сцене прославленного театра: Луиза в «Луизе Миллер», Леонора в «Трубадуре», Виолетта в «Травиате», Дездемона в «Отелло», Аида, Норма в одноименной опере Винченцо Беллини.

24 января 1970 года дебютировала в театре «Ла Скала» также в партии Лукреции Борджии. В последующие годы исполнила в театре «Ла Скала» Марию Стюарт, Норму, Луизу Миллер, Анну Болейн.

В 1970-е годы впервые приехала в СССР, встретила здесь родственников — членов семьи её матери, которые в 1930-е годы во время Гражданской войны в Испании эмигрировали в Советский Союз.

С 1972 года выступала на сцене «Ковент-Гардена» в Лондоне (дебют в партии Виолетты в «Травиате»).

Творческая карьера Кабалье продолжалась 50 лет. Она выступала по всему миру с такими мастерами оперной сцены, как Лучано Паваротти и Пласидо Доминго, исполнив почти 90 ролей и около 800 камерных произведений. Певица получила международное признание благодаря красоте ее голоса и драматическому прочтению ролей. Ее поклонники называли ее La Superba – “превосходная”.

Монсеррат Кабалье в 1982 году.

Биография Монтсеррат Кабалье

Монтсеррат Кабалье по справедливости называют сегодня достойной наследницей легендарных артисток прошлого — Джудитты Пасты, Джулии и Джудитты Гризи, Марии Малибран.

Монсеррат Кабалье в детстве и молодости

С. Николаевич и М. Котельникова так определяют творческое лицо певицы:

«Ее стиль — это соединение интимности самого акта пения и высоких страстей, праздник сильных и все-таки очень нежных и чистых эмоций. Стиль Кабалье — весь в радостном и безгрешном наслаждении жизнью, музыкой, общением с людьми и природой. Это не значит, что в ее регистре нет трагических нот. Сколько ей приходилось умирать на сцене Виолетта, мадам Баттерфляй, Мими, Тоска, Саломея, Адриенна Лекуврер… Ее героини умирали от кинжала и от чахотки, от яда или от пули, но каждой из них дано было испытать тот единственный миг, когда душа ликует, наполненная славой своего последнего взлета, после которого уже не страшно никакое падение, никакая измена Пинкертона, никакой яд принцессы Бульонской. О чем бы ни пела Кабалье, в самом ее голосе уже заключается обещание рая. И для этих несчастных девушек, которых она играла, по-царски награждая их своими роскошными формами, лучезарной улыбкой и планетарной славой, и для нас, влюбленно внимающих ей в полутьме затаившего дыхание зала. Рай близко. Кажется, всего-то рукой подать, но в бинокль его не рассмотреть.

Монсеррат Кабалье в молодости работала швеей и закройщицей

Кабалье — правоверная католичка, и вера в Бога — основа ее пения. Эта вера позволяет ей не обращать внимания на страсти театральной борьбы, закулисного соперничества.

«Я верю в Бога. Бог — наш создатель, — говорит Кабалье. — И неважно, кто какую религию исповедует или вообще, может быть, ничего не исповедует. Важно, чтобы Он был здесь (показывает себе на грудь). В вашей душе. Всю жизнь я вожу с собой то, что было отмечено Его благодатью, — маленькую оливковую веточку из Гефсиманского сада. А вместе с ней еще и крохотное изображение Богоматери — Пресвятой Девы Марии. Они всегда со мной. Я брала их, когда выходила замуж, когда рожала детей, когда ложилась в больницу на операции. Всегда».

Монтсеррат Кабалье родилась 12 апреля 1933 года в Барселоне. Здесь же она училась у венгерской певицы Э. Кемени. Ее голос обратил на себя внимание еще в Барселонской консерватории, которую Монтсеррат окончила с золотой медалью. Однако затем последовали годы работы во второстепенных швейцарских и западногерманских труппах.

Дебют Кабалье состоялся в 1956 году на сцене Оперного театра в Базеле, где она выступила в партии Мими в опере Дж. Пуччини «Богема». Оперные театры Базеля и Бремена стали на последующее десятилетие основными оперными площадками для певицы. Там она исполнила множество партий в операх разных эпох и стилей. Кабалье пела партию Памины в «Волшебной флейте» В. Моцарта, Марины в «Борисе Годунове» М. Мусоргского, Татьяны в «Евгении Онегине» П. Чайковского, Ариадны в «Ариадне на Наксосе». Выступала с партией Саломеи в одноименной опере Р. Штрауса, исполнила заглавную партию Тоски в «Тоске» Дж. Пуччини.

Постепенно Кабалье начинает выступать на сценах оперных театров Европы. В 1958 году она поет в Венской государственной опере, в 1960 году впервые появляется на сцене «Ла Скала».

Монсеррат Кабалье гастролировала по всему миру

«И в ту пору, — рассказывает Кабалье, — мой брат, ставший позднее моим импресарио, не позволял мне расслабляться. Я думала тогда не о славе, но, прежде всего, стремилась к настоящему, всепоглощающему творчеству. Во мне все время билось какое-то беспокойство, и я нетерпеливо разучивала все новые и новые роли».

Насколько собранна и целеустремленна певица на сцене, настолько не организованна она в жизни — умудрилась даже опоздать на собственную свадьбу.

Об этом рассказывают С. Николаевич и М. Котельникова :

«Дело было в 1964 году. Первое в ее жизни (и единственное!) бракосочетание — с Бернабе Марта — должно было состояться в храме при монастыре на горе Монтсеррат. Есть такая гора в Каталонии, неподалеку от Барселоны. Матери невесты, строгой донне Анне, казалось, что это будет очень романтично церемония, осененная покровительством самой преподобной Монтсеррат. Жених согласился, невеста тоже. Хотя каждый про себя подумал «Август. Жара страшная, как мы будем туда взбираться со всеми нашими гостями» А у Бернабе родня, прямо скажем, не первой молодости, ведь он был самым младшим в семье, где было десять детей. Ну, в общем, деваться некуда на горе, так на горе. И вот в день свадьбы Монтсеррат выезжает со своей мамой на стареньком «фольксвагене», который она купила с первых денег, еще когда пела в Германии. И надо же такому случиться, чтобы в августе в Барселоне зарядил дождь. Все льет и льет. Пока доехали до горы, дорогу развезло. Машина застряла. Ни туда, ни сюда. Заглох мотор. Монтсеррат пыталась его сушить с помощью лака для волос. Им оставалось 12 километров. Все гости уже наверху. А они тут барахтаются, и никаких шансов взобраться наверх. И тогда Монтсеррат, в подвенечном платье и фате, мокрая, хоть выжимай, встает на дороге и начинает голосовать.

За такой кадр любой папарацци отдал бы сейчас полжизни. Но тогда ее никто не знал. Легковые машины равнодушно проезжали мимо крупной темноволосой девушки в нелепом белом платье, отчаянно жестикулирующей на проезжей дороге. К счастью, все-таки притормозил какой-то потрепанный грузовик для перевоза скота. Монтсеррат с Анной на него взобрались и рванули в церковь, где бедный жених с гостями уже не знал, что и думать. Тогда она опоздала на целый час».

В том же году 20 апреля настал звездный час Кабалье, — как часто бывает, следствие неожиданной замены. В Нью-Йорке, в «Карнеги-холл», малоизвестная певица спела арию из оперы Доницетти «Лукреция Борджа» вместо заболевшей знаменитости Мерилин Хорн. В ответ на девятиминутную арию — двадцатиминутные овации…

На следующее утро «Нью-Йорк таймс» вышла с броским заголовком во всю первую полосу «Каллас + Тибальди + Кабалье». Пройдет не так много времени, и жизнь подтвердит эту формулу испанская певица перепоет всех великих див XX столетия.

Монсеррат Кабалье любит поесть и водить машину

Успех позволяет певице получить контракт, и она становится солисткой «Метрополитен-опера». С этого времени лучшие театры всего мира стремятся заполучить Кабалье на свою сцену.

К выдающимся вокальным достижениям Кабалье относятся:

  • партия Нормы в одноименной опере Винченцо Беллини — видеозапись из древнеримского театра в городе Оранж, сделанная 20 июля 1974 года; также 3 спектакля «Нормы» в рамках гастролей театра «Ла Скала» в Москве летом 1974 года, где Кабалье имела огромный успех (велась запись Центрального телевидения СССР);
  • партия Имоджене в опере Винченцо Беллини «Пират» — партия из репертуара эпохи бельканто и, по признанию самой Кабалье, самая трудная в её репертуаре за всю карьеру; запись по трансляции из Флоренции с фестиваля «Флорентийский музыкальный май» (июнь 1967 года);
  • партия королевы Елизаветы в опере Гаэтано Доницетти «Роберто Деверё» — Кабалье исполняла её неоднократно и в разные периоды своей карьеры; в частности, сделана запись по трансляции из Нью-Йорка 16 декабря 1965 года (концертное исполнение в «Карнеги-холле»);
  • партия Леоноры в «Трубадуре» Джузеппе Верди — запись по трансляции из Флоренции в декабре 1968 года, дирижёр Томас Шипперс; также видеозапись 1972 года из Оранжа, где Монсеррат Кабалье выступала вместе с Ириной Архиповой.

Прославилась в Нью-Йорке

Она спела, наверное, все самые известные и значимые оперные партии. Такого богатого репертуара не было ни у одной оперной дивы в истории: Луиза («Луиза Миллер»), Дездемона («Отелло»), Лукреция («Лукреция Борджиа»), Аида («Аида»), Норма («Норма»), Виолетта («Травиата»), Леонора («Трубадур»), Кармен («Кармен»), Елизавета («Роберто Девере»), Имоджене («Пират»).

Кабалье прославилась после выступления в Нью-Йорке в 60-х. Фото: Википедия

Международный успех к Монсеррат Кабалье пришел в середине 1960-х. В 1965 году фурор произвело ее исполнение партии Лукреции Борджиа в одноименной опере Доницетти в Нью-Йоркском Карнеги-Холле. Тогда она подменяла внезапно заболевшую американскую певицу Мэрилин Хорн и заслужила за свое пение 25-минутную овацию. В том же году она пела в «Метрополитен-Опера» в Нью-Йорке.

Другие проекты

В ноябре 2000 года участвовала в благотворительном концерте-акции фонда «Мир Искусства» «Звезды мира — детям», проходившем в Москве.

4 июня 2013 года во время визита в Армению, Кабалье посетила и непризнанную Нагорно-Карабахскую Республику. Президент Бако Саакян принял оперную певицу. Приезд Кабалье в Карабах вызвал недовольство со стороны Азербайджана, так как его власти рассматривают НКР как оккупированную территорию. В связи с поездкой Кабалье в НКР посольство Азербайджана вручило ноту протеста Министерству иностранных дел Испании. В ноте было указано, что Кабалье не получит азербайджанской визы, так как становится персоной нон грата. 8 июня президент Армении Серж Саргсян подписал указ о награждении Кабалье орденом Почёта.

Скандал с налогами

В декабре 2020 г. суд испанского города Барселона приговорил Монсеррат Кабалье к шести месяцам тюрьмы за мошенничество. Певицу обвинили в неуплате налогов в качестве физического лица в 2010 году в испанскую казну. Кабалье формально числилась жителем Андорры, что и позволило ей не платить налоги в Испании. Однако прокуратура установила, что певица использовала своё якобы «проживание» в Андорре с единственной целью — избежать уплаты налогов, хотя сама постоянно жила в Барселоне.

Наказание Кабалье отбывала условно. Певица признала свою вину — в зале заседания она лично не присутствовала, а показания давала по видеосвязи, сославшись на плохое состояние здоровья. Кроме того, 82-летняя Кабалье должна была выплатить штраф в размере 254 231 евро. Певица также не смогла получать государственную помощь в течение полутора лет и должна была выплатить ещё 72 тыс. евро в качестве процентов за просроченные платежи.

Получила срок за неуплату налогов

Три года назад в ее жизни случился крупный скандал. В 82 года певица получила срок за махинации с налогами — шесть месяцев тюрьмы и штраф в 300 тысяч евро.

Кабалье около пяти лет не платила налоги на доходы с концертов и задолжала испанской казне 500 тысяч евро. Срок, конечно, дали условный.

Дело в том, что оперная дива формально числилась гражданкой Андорры, что позволило ей не платить налоги в Испании. На самом деле Монтсеррат постоянно жила в Барселоне. Кабалье признала себя виновной. Суд принял это во внимание.

Здоровье

В январе 2002 года Кабалье сообщила журналистам, что к моменту её последнего выступления на оперной сцене в «Ковент Гарден» в 1992 году врачи объявили ей, что она неизлечимо больна раком и жить ей осталось год-два. Кабалье предложили срочную операцию, но она отказалась. После специального курса лечения певице стало лучше, ей снова «захотелось жить и петь». Тем не менее врачи посоветовали Кабалье не подвергать себя стрессам, а на оперной сцене, по её словам, она очень волнуется и переживает. Именно поэтому певица решила ограничиться сольными выступлениями. В 2002 году после 10-летнего перерыва, она вернулась на сцену и выступила в оперном театре «Лисео» в Барселоне, в роли Екатерины Арагонской в опере Сен-Санса «Генрих VIII».

Последние десять лет Кабалье передвигалась с помощью костылей или инвалидной коляски. После автокатастрофы в 2002 году у неё появились проблемы с ногами.

В июне 2010 года во время концерта Кабалье упала и серьёзно повредила левое колено, после полученной травмы она продолжительное время находилась на лечении.

17 октября 2012 года накануне концерта в Екатеринбурге Кабалье упала в обморок в своём номере в Атриум Палас отеле и, падая, сломала руку, была доставлена в областную больницу, где медики диагностировали микроинсульт и повреждение плеча. Однако она отказалась от госпитализации в России и предпочла вернуться в Барселону. 20 октября она была помещена в отделение интенсивной терапии больницы Сан-Пау в Барселоне. Из-за болезни ей пришлось отменить ряд концертов.

Топ-темы:

Испанская оперная певица Монсеррат Кабалье 12 апреля могла бы отметить свое 87-летие. Она умерла в больнице 6 октября 2020 года в Барселоне в возрасте 85 лет.

Ко дню рождения ушедшей оперной дивы OBOZREVATEL предлагает вспомнить, как Монсеррат Кабалье выглядела в молодости и как менялась на протяжении всей ее жизни.

Монсеррат Кабалье

Монсеррат Кабалье (настоящее имя Мария де Монсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фолк) родилась 12 апреля 1933 года в Барселоне.

Она прославилась своей техникой бельканто и ролями в классических итальянских операх Пуччини, Беллини и Доницетти.

Монсеррат Кабалье исполняла самые разнообразные партии – от Памины до Изольды, от Эльвиры до Турандот. Также оперная дива известна по совместному альбому с вокалистом группы Queen Фредди Меркьюри – Barcelona (1988).

Монсеррат Кабалье и Фредди Меркьюри

Многих интересовал вопрос, в чем секрет голоса Монсеррат, ведь с годами он оставался таким же звонким и тонким, как и в момент пика ее популярности, когда певице было 32.

Она не скрывала, что делала для этого специальную дыхательную гимнастику, которой ее научили еще в консерватории. Для этого певице, помимо основных репетиций, необходимо было уделять по два часа в день.

Монсеррат Кабалье в молодости wikipedia.org

Монсеррат Кабалье в молодости

Монсеррат Кабалье в молодости

В молодости Кабалье попала в автокатастрофу и после полученной травмы головы стала стремительно набирать вес. Так, в ее мозге отключились рецепторы, которые отвечают за липидный обмен.

Сама Монсеррат объясняла это так: когда она выпивала стакан воды, организм реагировал на него так, будто она съела кусок пирога.

Монсеррат Кабалье в молодости

Монсеррат Кабалье с мужем и сыном в Милане, 1971 год

Монсеррат Кабалье с мужем

Последние десять лет Монсеррат Кабалье передвигалась с помощью костылей или инвалидной коляски. После автомобильной аварии в 2002 году у нее появились проблемы с ногами.

Легенда оперы умерла в больнице 6 октября 2020 года в Барселоне в возрасте 85 лет.

Незадолго до смерти, в июне 2020 года Монсеррат Кабалье побывала на шоу «Вечерний Ургант» в Москве. Вот как она выглядела:

А в свой последний день рождения, 12 апреля 2020 года певица приезжала в Киев. Поздравления Монсеррат Кабалье адресовали многие известные украинцы.

Так, для оперной дивы спела украинская легенда Нина Матвиенко, а ведущая Екатерина Осадчая поздравила Монсеррат с юбилеем и научила петь «Многая літа». Видео последнего приезда легенды в Киев смотрите тут.

Монсеррат Кабалье в Украине

Как писал ранее OBOZREVATEL, жизнь знаменитой артистки была столь же необычной, как и ее голос. Читайте о самых удивительных фактах о мировой легенде.

Смерть

В середине сентября 2020 года она была госпитализирована в одну из больниц Барселоны из-за проблем с желчным или мочевым пузырём.

6 октября 2020 года, на 86-м году жизни, Монсеррат Кабалье скончалась.

Представитель больницы сказал агентству Ассошиэйтед пресс, что причина смерти оперной звезды обнародована не будет по просьбе семьи Монсеррат Кабалье.

7 октября в центре погребальных ритуалов Лес-Кортс состоится церемония прощания. Похороны пройдут 8 октября.

Награды и звания

1966 – Орден Изабеллы Католической степени дамы 1975 – Орден Альфонсо X Мудрого степени кавалера Большого креста 1988 – Медаль «За заслуги в области туризма»

1966 – Золотая медаль Большого театра «Лисео» 1988 – Национальная премия в области музыки 1973 – Золотая медаль «За заслуги в изящных искусствах» 1982 – Золотая медаль Женералитета Каталонии 1991 – Премия принца Астурийского в области искусства 1999 – Степень почётного доктора Политехнического университета Валенсии 2002 – Премия «Ópera Actual» 2003 – Национальная премия Каталонии в области музыки 2004 – Премия почёта[es] в области музыки 2008 – Степень почётного доктора Международного университета Менендес Пелайо 2010 – Степень почётного доктора Барселонского университета 2013 – Международная медаль Мадрида в области искусств 2017 – Золотая медаль Королевского художественного кружка Барселоны 1986 – Орден Искусств и литературы степени командора (Франция) 1997 – Орден Дружбы (Россия) 2003 – Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» степени кавалера Командорского креста (Германия) 2005 – Орден Почётного легиона степени кавалера (Франция) 2006 – Орден княгини Ольги I степени (Украина) 2009 – Орден «За заслуги перед Итальянской Республикой» степени кавалера Большого креста (Италия) 2013 – Орден Почёта (Армения) 1968 – Премия «Грэмми» в категории «Лучшее классическое вокальное сольное исполнение» — «Rossini: Rarities» (США) 1974 – Премия «Грэмми» в категории «Лучшая оперная запись» — «Puccini: La Boheme» (США) 1975 – Премия «Грэмми» в категории «Лучшая оперная запись» — «Mozart: Cosi Fan Tutte» (США) 1994 – Звание «Посол доброй воли ЮНЕСКО» (ООН) 1996 – Премия «Echo Klassik» в категории «Певец года» — «Hijo de la luna» (Германия) 2000 – Степень почётного доктора Российского химико-технологического университета (Россия) 2000 – Премия «Echo Klassik» в категории «Специальный приз» (Германия) 2007 – Премия «Echo Klassik» в категории «Жизненные достижения» (Германия) 2007 – Премия «Латинская Грэмми» в категории «Лучший классический альбом» — «La Canción Romántica Española» (США) 2007 – Почётное звание «Каммерзенгер» Венской государственной оперы (Австрия) 2007 – Премия Gramophone в области классической музыки в категории «Жизненные достижения» (Великобритания) 2013 – Введение в Зал славы журнала «Gramophone» (Великобритания)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СelebrityNews