Жена Боярского Лариса Луппиан станет худруком театра имени Ленсовета. Как Смольный назначил актрису без режиссерского опыта и что об этом говорят критики


Биография Ларисы Луппиан

Лариса Регинальдовна Луппиан родилась 26 января 1953 года в Ташкенте. Актриса имеет эстонские и немецкие корни по отцу, а также польские и русские — по матери. Ее отец — Регинальд Эдуардович Луппиан. Он был наследником дворянского рода и даже обладал семейным гербом. Мать — врач-педиатр Ольга Николаевна Луппиан. Фамилия Луппиан имеет латинское происхождение и обозначает «тихий волк». Это животное, по данным некоторых источников, изображено на фамильном гербе актрисы.

Дебют Ларисы в кино состоялся во втором классе школы, когда девочка снялась в фильме Ташкентской киностудии «Ты не сирота» (реж. Шухрат Аббасов). После окончания школы Луппиан переехала в Санкт-Петербург, где поступила в ЛГИТМиК (сейчас — Российский государственный институт сценических искусств). После окончания института в 1974 году начинающая актриса приступила к работе в театре имени Ленсовета.

В театре им. Ленсовета Луппиан сыграла в десятках постановок. Среди ее самых известных работ — роли Эвы в спектакле «Любовь до гроба» и Ольги Сомовой в «Маленькой девочке». Однако после яркого старта карьеры в театре для актрисы неожиданно настал шестилетний период, во время которого она совсем не получала новые роли. В итоге в 1986 году Луппиан ушла в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола (с 1991 г. — театр «Балтийский дом»), где играла два года.

Алиса Фрейндлих и Лариса Луппиан в спектакле по пьесе Мишеля Фермо «Двери хлопают», 1976 г. Фото: РИА Новости/ Борис Кауфман

В 1989 году актриса вернулась в родной театр имени Ленсовета. Приверженность одному театру на протяжении почти всей карьеры Лариса Луппиан объясняет привычкой служить на одном месте много лет, характерной для воспитанников репертуарного театра.

Помимо успешной театральной карьеры, у Луппиан внушительный опыт съемок в кино. В числе ее работ — фильмы и сериалы «Двадцать лет спустя», «Поздняя встреча», «Глухарь», «Эшелон», «Улицы разбитых фонарей», «Тайны следствия», «Слово женщине» и другие. Актриса признается, что в молодости под влиянием учителя Игоря Владимирова достаточно легкомысленно относилась к кино. Она отказывалась от съемок после слов преподавателя о том, что фильмы дают кратковременный успех.

Лариса Луппиан также в течение двух лет в середине девяностых была автором и ведущей телевизионной программы «Театральный бинокль».

Отрывок, характеризующий Луппиан, Лариса Регинальдовна

– Хорошие! Вперед, – крикнул он ямщику и поскакал далее. Уже было совсем темно, когда князь Андрей въехал в Брюнн и увидал себя окруженным высокими домами, огнями лавок, окон домов и фонарей, шумящими по мостовой красивыми экипажами и всею тою атмосферой большого оживленного города, которая всегда так привлекательна для военного человека после лагеря. Князь Андрей, несмотря на быструю езду и бессонную ночь, подъезжая ко дворцу, чувствовал себя еще более оживленным, чем накануне. Только глаза блестели лихорадочным блеском, и мысли изменялись с чрезвычайною быстротой и ясностью. Живо представились ему опять все подробности сражения уже не смутно, но определенно, в сжатом изложении, которое он в воображении делал императору Францу. Живо представились ему случайные вопросы, которые могли быть ему сделаны,и те ответы,которые он сделает на них.Он полагал,что его сейчас же представят императору. Но у большого подъезда дворца к нему выбежал чиновник и, узнав в нем курьера, проводил его на другой подъезд. – Из коридора направо; там, Euer Hochgeboren, [Ваше высокородие,] найдете дежурного флигель адъютанта, – сказал ему чиновник. – Он проводит к военному министру. Дежурный флигель адъютант, встретивший князя Андрея, попросил его подождать и пошел к военному министру. Через пять минут флигель адъютант вернулся и, особенно учтиво наклонясь и пропуская князя Андрея вперед себя, провел его через коридор в кабинет, где занимался военный министр. Флигель адъютант своею изысканною учтивостью, казалось, хотел оградить себя от попыток фамильярности русского адъютанта. Радостное чувство князя Андрея значительно ослабело, когда он подходил к двери кабинета военного министра. Он почувствовал себя оскорбленным, и чувство оскорбления перешло в то же мгновенье незаметно для него самого в чувство презрения, ни на чем не основанного. Находчивый же ум в то же мгновение подсказал ему ту точку зрения, с которой он имел право презирать и адъютанта и военного министра. «Им, должно быть, очень легко покажется одерживать победы, не нюхая пороха!» подумал он. Глаза его презрительно прищурились; он особенно медленно вошел в кабинет военного министра. Чувство это еще более усилилось, когда он увидал военного министра, сидевшего над большим столом и первые две минуты не обращавшего внимания на вошедшего. Военный министр опустил свою лысую, с седыми висками, голову между двух восковых свечей и читал, отмечая карандашом, бумаги. Он дочитывал, не поднимая головы, в то время как отворилась дверь и послышались шаги. – Возьмите это и передайте, – сказал военный министр своему адъютанту, подавая бумаги и не обращая еще внимания на курьера. Князь Андрей почувствовал, что либо из всех дел, занимавших военного министра, действия кутузовской армии менее всего могли его интересовать, либо нужно было это дать почувствовать русскому курьеру. «Но мне это совершенно всё равно», подумал он. Военный министр сдвинул остальные бумаги, сровнял их края с краями и поднял голову. У него была умная и характерная голова. Но в то же мгновение, как он обратился к князю Андрею, умное и твердое выражение лица военного министра, видимо, привычно и сознательно изменилось: на лице его остановилась глупая, притворная, не скрывающая своего притворства, улыбка человека, принимающего одного за другим много просителей. – От генерала фельдмаршала Кутузова? – спросил он. – Надеюсь, хорошие вести? Было столкновение с Мортье? Победа? Пора! Он взял депешу, которая была на его имя, и стал читать ее с грустным выражением. – Ах, Боже мой! Боже мой! Шмит! – сказал он по немецки. – Какое несчастие, какое несчастие! Пробежав депешу, он положил ее на стол и взглянул на князя Андрея, видимо, что то соображая. – Ах, какое несчастие! Дело, вы говорите, решительное? Мортье не взят, однако. (Он подумал.) Очень рад, что вы привезли хорошие вести, хотя смерть Шмита есть дорогая плата за победу. Его величество, верно, пожелает вас видеть, но не нынче. Благодарю вас, отдохните. Завтра будьте на выходе после парада. Впрочем, я вам дам знать. Исчезнувшая во время разговора глупая улыбка опять явилась на лице военного министра. – До свидания, очень благодарю вас. Государь император, вероятно, пожелает вас видеть, – повторил он и наклонил голову.

Семейное положение

Лариса Луппиан много лет замужем за актером Михаилом Боярским. Они познакомились во время учебы в театральном институте, однако роман завязался уже во время совместной работы в театре им. Ленсовета. Поженились в 1977 году по инициативе невесты. Брак актеров не всегда был безоблачным. После съемок в фильме «Три мушкетера» Боярский начал злоупотреблять алкоголем. Также актер пытался запретить жене работать.

Несмотря на серьезные ссоры и конфликты, супругам удавалось быстро мириться. Один раз Луппиан и Боярский все же решили развестись, но в день суда у актера случился серьезный приступ панкреатита. Он попал в больницу, после чего пересмотрел свой образ жизни. Развод не состоялся. Сейчас актриса называет свои отношения с мужем «прекрасными».

У пары двое детей. Сын — Сергей Боярский (род. 24 января 1980 года), политик, депутат Госдумы РФ VII созыва. Дочь — Елизавета Боярская (род. 20 декабря 1985 года), актриса, заслуженная артистка России. Лариса Луппиан считает, что ей очень повезло с талантливыми и целеустремленными детьми.

У актрисы четверо внуков. Дети Сергея — Екатерина (1998 г. р.) и Александра (2008 г. р.), наследники Елизаветы — Андрей (2012 г. р.) и Григорий (2018 г. р.).

Лариса Луппиан и Михаил Боярский.

Личная жизнь

Замуж Лариса Луппиан выходила один раз – за Михаила Боярского. Хотя их отношения долгое время были только профессиональными, потому что они играли на одной сцене. Подружил Михаила и Ларису спектакль «Трубадур и его друзья». Они увидели друг друга совершенно по-другому, не так, как видели раньше. После недолгих размышлений они поженились – свадьба состоялась в 1977 году.

У пары родились дети: сын Сергей и дочь Лиза. Сын стал экономистом, хотя творческое начало в нем тоже проявляется – он пишет песни и стихи. А Лиза Боярская сейчас уже известная актриса.

И сын, и дочь подарили родителям внуков.

Михаил Сергеевич говорит о супруге, что она карьеру положила на алтарь семьи. Однако Лариса Регинальдовна не согласна с этим и планирует продолжать реализовываться в театральном творчестве.

Фильмография

  • 1962 — «Ты не сирота»
  • 1974 — «Осталось пять минут» (фильм-спектакль)
  • 1975 — «Троил и Крессида» (фильм-спектакль)
  • 1977 — «Лишний день в июне» (фильм-спектакль)
  • 1978 — «Поздняя встреча»
  • 1982 — «Монт-Ориоль» (фильм-спектакль)
  • 1982 — «Рудин» (фильм-спектакль)
  • 1984 — «Букет мимозы и другие цветы»
  • 1987 — «Мой боевой расчет»
  • 1992 — «Мушкетеры двадцать лет спустя»
  • 1994 — «Глухарь»
  • 1998 — «Лицо» (фильм-спектакль)
  • 1999 — «Плачу вперед»
  • 2002 — «Интимная жизнь» (фильм-спектакль)
  • 2002 — «Улицы разбитых фонарей-4»
  • 2003 — «Трамвай „Желание“» (фильм-спектакль)
  • 2003 — «Фредерик, или Бульвар преступлений» (фильм-спектакль)
  • 2004 — «Своя чужая жизнь»
  • 2004 — «Тайны следствия-4»
  • 2004 — «Улицы разбитых фонарей-6»
  • 2005 — «Эшелон»
  • 2007 — «Гончие»
  • 2007 — «Ирония судьбы. Продолжение»
  • 2007 — «На всякого мудреца довольно простоты» (фильм-спектакль)
  • 2008 — Night and day (фильм-спектакль)
  • 2009 — «Браво, Лауренсия!»
  • 2010 — «Слово женщине»

«Поздняя встреча»

Мелодраму «Поздняя встреча» снял режиссер Владимир Шредель («Белый пудель», «Ночной гость»). На главную роль был приглашен Алексей Баталов, который воплотил на экранах образ Сергея Гущина. Фильм начинается с того, что Гущин по всему Ленинграду ищет свою возлюбленную – Наталью. А когда не находит девушку, вспоминает историю их знакомства.

Роль той самой Натальи Проскуровой – начинающей актрисы театра – исполнила Лариса Луппиан. Между Натальей и Сергеем совершенно внезапно возникают чувства. Но несмотря на то, что им хорошо друг с другом, пара не может решиться на отношения из-за большой разницы в возрасте. К тому же Гущин женат. Так они и расстаются, не признавшись друг другу в чувствах.

Помимо Луппиан и Баталова, в картине были задействованы такие звезды, как Маргарита Володина («Человек-амфибия»), Татьяна Догилева («Покровские ворота») и Михаил Глузский («Транзит»).

К сожалению, больше Лариса главных ролей в кино не играла. В целом ее фильмография насчитывает всего 15 работ.

Лариса Луппиан: Люблю не праздники, а будни

Наш корреспондент побеседовал с народной артисткой России накануне ее юбилея

День рождения у Ларисы Регинальдовны 26 января. А пока что разговор наш идет в совершенно обыденных обстоятельствах, в гримерке: через час артистке предстоит выйти на сцену вместе с Сергеем Мигицко в спектакле «Фредерик, или Бульвар преступлений» — об интригах за кулисами французского театра позапрошлого столетия. Конечно, коснулись мы в беседе не только творчества Ларисы Луппиан, но и ее не менее знаменитых близких родственников.

Фото: Михаила Павловского

Я просто играла и наслаждалась

— Вы сегодня играете мадемуазель Жорж, звезду французской сцены XIX века. Получается как одна коробочка в другой: актриса играет актрису. Это вдвое сложней?— Мне часто приходилось играть актрис. И, по-моему, это как раз самое простое. Артисты вообще привлекают публику: людям мерещится какая-то тайна в их существовании, всегда хочется заглянуть за кулисы или на съемочную площадку.

— А играя мадемуазель Жорж, вы ориентируетесь на чей-то образ? Какой-нибудь реальной актрисы, которую вы знали?— За моей героиней в спектакле постоянно ходят две девушки: одна с чаем, другая с яйцом. Это я подсмотрела у Алисы Бруновны Фрейндлих. За ней тоже всегда ходила костюмерша со стаканчиком чая, а порою шла целая свита — чтобы любое ее пожелание выполнить. Но Алиса Бруновна очень скромный человек. Хотя она и есть самая настоящая примадонна — она никогда не пользовалась этим положением.

Моя мадемуазель Жорж тоже ведь скорее играет в примадонну. Артисты по сути всегда запуганные, нервные, закомплексованные… Страшновато на публику выносить свое ремесло.

— И вам тоже бывает страшно?— Вы знаете, да. Страшно не оправдать надежд, боязно, что зрителю будет неинтересно, что ты будешь невыразителен, скучен. У начинающих артистов этот мандраж даже гораздо меньше, чем у взрослых, состоявшихся. Когда я студенткой второго курса выходила на сцену Театра Ленсовета в спектакле «Двери хлопают» в одной из главных ролей — мне совершенно не было страшно. Сейчас жутко вспомнить, какая это была колоссальная ответственность! А тогда я была как ребенок, который не боится схватиться за горячий предмет, — он просто не знает, что это такое. Вот и я не знала — просто играла и наслаждалась тем, что я делаю на сцене.

«Лиза, ты должна уметь все совместить!»

— Есть понятие «герой нашего времени». А может быть, есть и «героиня нашего времени», какая-то из ваших ролей?— Сейчас мне очень повезло, предложили шикарную роль. Готовится спектакль «Осенняя соната» по сценарию Ингмара Бергмана в постановке Юрия Бутусова, в апреле должна быть премьера. Середина прошлого века — это ведь, по-моему, все еще «наше время»? Шарлотта, пианистка, которую я играю, — это и есть героиня нашего времени, которая положила всю жизнь на алтарь своей профессии. Она упустила все, она даже не помнит, как жила, какие у нее были отношения с детьми, с мужем. Помнит только ноты, концерты, свои провалы и успехи. Вот это — современная женщина. Сейчас таких — миллион.

— А вас отчасти это касается? Вас работа тоже так захлестывает?— Я, к счастью, сумела совместить одно с другим. Театральная профессия — вещь гибкая. Мы то очень сильно заняты, то свободны месяцами, только на вечерние свои спектакли приходим. Поэтому есть возможность воспитывать детей и кормить мужа борщом. А те дамы, которые очень много работают, все сваливают на нянек, и муж у них запущен. И после удивляются, почему у них что-то в жизни не складывается. Добились женщины в начале XX века себе прав и свобод — а теперь, наверное, сами жалеют.

— Ваша дочь тоже относится к этому типу современных женщин?— Да, и она тоже. Я ее учу: «Лиза! Ты должна суметь все совместить. А если нет — будет тебе плохо!» Она еще совсем молодая, но уже знает, что все свободное время должно быть посвящено мужу и ребенку. Не знаю, как у нее получится. Если не будет получаться — я буду ее очень сильно ругать.

— По поводу творчества ругаете? Домашние худсоветы у вас случаются?— Бывает… Я не делаю ей масштабных замечаний — этим должен заниматься ее режиссер Лев Додин. Только обсуждаю какие-то моменты — как лучше выглядеть, что-то из женских секретов. На такие детали не обращают внимания обычно мужчины-режиссеры. Им нужно, чтоб ты выполнила то, что они хотят. А выгодно выглядеть на сцене — это тоже часть профессии.

— А за съемочной жизнью дочери следите, участвуете?— Я ее прикрывала. Она со второго курса уже очень много играла в кино, а училась она у Льва Додина, который запрещал сниматься. И поэтому мы с ней «химичили» — придумывали, как сделать, чтобы успеть охватить и учебу, и съемки.

— Не беспокоились, что Лиза сконцентрируется на кино больше, чем на театре?— Не только не беспокоилась — я очень это поощряла. Артисту это необходимо. Хотя театральные режиссеры всегда против. Но вот сейчас Додин кинематографической славой Лизы очень доволен — все-таки у него играет известная актриса.

Я в свое время от кино отмахивалась — нам ведь Игорь Владимиров тоже запрещал сниматься и всячески прививал презрение к кинематографу. И поскольку я была глупа и некому было подсказать — мне никогда не хотелось в кино. Я захотела туда позже, когда меня уже никто не приглашал. И я очень счастлива, что у моей дочки так складывается судьба.

«Миша очень скромный и трогательный»

— Михаил Сергеевич много снимался и снимается. Не бывает вам жалко, что его запомнили и полюбили именно в «мушкетерском» амплуа? Может быть, у него есть роль, в которой он более полно раскрылся?— Миша действительно может быть разным. У него в «ленсоветовском» спектакле «Станция» по Назыму Хикмету была роль пленного турка Османа. Сам спектакль — про революцию, сделан был к дате… Но Миша настолько изумительно сыграл этого турка, что его все вспоминают. Наверное, это его самая любимая роль. Он там такой беззащитный… В душе Миша — такой и есть. Все «мушкетерства» — это игры, естественно. А на самом деле он очень скромный и трогательный человек.

— А каким будет ваш юбилей?— Пышно праздновать не собираюсь. У нас в театре такая традиция: в антракте юбиляр выставляет в буфете пироги и торт. Все говорят: «Мы тебя поздравляем!» И на этом все заканчивается.

А на следующий день посижу в ресторане с друзьями и с Сережиной семьей. У Лизы спектакль, так что всех собрать не получится. Вообще-то я больше люблю не праздники, а будни. Отдыхать некогда. Вот на Новый год съездили на Мальдивы всей семьей — немножко загорели, поплавали, переключились… Сейчас будет много работы — спектакли и репетиции.

— Лариса Регинальдовна, и все-таки — мечтаете о какой-то роли?— Нет, знаете, я вообще не мечтательница. Когда предлагают — я благодарна, но затевать что-то самой — это не для меня.
Фото из архива театра
Автор: Дубшан Федор Метки: Подмостки Гость «Вечёрки» Из первых рук Памятная дата

Важно: Правила перепоста материалов

В Мой Мир
Опубликовать

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СelebrityNews