Дж гершвин краткая биография. Сообщение о творчестве джордж гершвина. Ступени музыкальной карьеры


Джордж Гершвин англ. George Gershwin
Джордж Гершвин, 28 марта 1937
Основная информация
Имя при рожденииЯков Гершвин
Дата рождения26 сентября 1898(1898-09-26)[1][2][3][…]
Место рождения
  • Бруклин, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США[5]
Дата смерти11 июля 1937(1937-07-11)[4][2][3][…](38 лет)
Место смерти
  • Голливуд, Лос-Анджелес, Калифорния, США
Похоронен
  • Уэстчестер-Хиллз[d]
Страна
  • США
Профессиикомпозитор, пианист
Годы активности1914—1937
Инструментыфортепиано
Жанрыджаз, блюз, опера классическая музыка
ПсевдонимыGeorge Gershwin
Коллективы«George White’s Scandals (англ.)русск.»
ЛейблыVictor Talking Machine Company
НаградыПулитцеровская премия
Автограф
gershwin.com
Медиафайлы на Викискладе

Запрос «Гершвин» перенаправляется сюда; о брате композитора — поэте — см. Гершвин, Айра.

Джордж Ге́ршвин

(англ. George Gershwin, имя при рождении
Jacob Gershwine

Я́ков
, или
Дже́йкоб Гершвин
; 1898—1937) — американский композитор и пианист.

Детство

Джордж появился на свет 26 сентября 1898 года. Это произошло в Америке, в Нью-Йоркском районе Бруклине. Имя, которое он получил при рождении, – Яков.

Его родители имели еврейское происхождение, и ещё задолго до появления детей эмигрировали в Америку. Папу Джорджа звали Мойше Гершовиц, переехав в США ему пришлось поменять имя на Моррис Гершвин, он эмигрировал из Санкт-Петербурга в 1890 году. Работал Моррис сапожником на фабрике по производству женской обуви. Мама Джорджа, Роза Брускина (дочь скорняка), переехала в Америку из Одессы чуть раньше своего будущего мужа.

Всего в семье Гершвинов родилось четверо детей, Джордж был вторым. Жили они небогато, в небольшой квартирке в деревянном доме. По сравнению с другими детьми, Джордж был совершенно несносный и капризный. Когда начал обучение в школе, то к знаниям особо не тянулся, чем сильно расстраивал мать, которая мечтала видеть своих детей учителями.

Зато во дворе он лучше всех мальчишек катался на коньках, даже получил звание чемпиона улицы. Но друзья часто замечали такие моменты, когда Джордж как будто переставал замечать всё, что происходит вокруг, уходил в себя. Причиною этому была музыка. Он мог услышать красивую мелодию и замереть прямо посреди катка.

В 8-летнем возрасте Джорджа глубоко впечатлил во время школьного концерта игравший «Юмореску» Марк Розенцвейг, который в будущем стал известным в Америке скрипачом. Маленький Гершвин полтора часа ждал музыканта под проливным дождём, а когда узнал, что тот давно ушёл через другой ход, побежал к Розенцвейгу домой.

Джордж подружился с Марком, стал бывать у него дома, где больше всего его привлекло фортепиано. Именно Марк открыл для Джорджа таинственный мир музыки; бывая у него в гостях, мальчик слушал много произведений, больше всего ему нравились классика и джаз. Гершвин сам обучался игре на музыкальном инструменте, подбирая по слуху популярные мелодии.

К тому времени старший брат Джорджа Айра уже учился в музыкальной школе. Но каково было удивление родителей, когда они обнаружили, насколько младший сын преуспел в самостоятельном овладении фортепиано, что оставил позади старшего. Тогда они поняли, что отдавать в музыкальную школу надо и Джорджа.

Обретение музыки

Мальчик с детства был очарован музыкой. Даже катаясь на коньках, он мог замереть на месте, услышав красивую мелодию. Более всего его манил джаз, но и классика ему тоже нравилась. Однажды в школе выступал Макс Розенцвейг: он играл на скрипке «Юмореску» А. Дворжака. Музыка покорила будущего композитора. Он долго ждал скрипача после концерта, а не дождавшись, отправился к нему домой. Позже они подружились, и именно Макс открыл Джорджу мир музыки. У Розенцвейга в доме он слушал музыку и учился на слух играть на фортепиано.

Родители очень обрадовались, узнав, что у сына появился сильный интерес в жизни и явные способности. Они записали его в музыкальную школу, но систематические занятия, сольфеджио и гаммы категорически не нравились Джорджу. Он так и не получил музыкального образования. Но все же в мире появился новый самобытный музыкант — Гершвин Джордж, биография которого теперь уже была неразрывно связана с творчеством. Только Чарльзу Хамбицеру удалось найти общий язык с юношей. Он давал ему уроки игры на пианино, порекомендовал специалистов по гармонии и оркестровке.

Начало творческого пути

Но с музыкальными школами у юного Гершвина дружба не ладилась. Все эти гаммы и сольфеджио, нудные систематические занятия ему совсем не нравились. Джордж сменил несколько школ, сначала его педагогами были престарелые дамочки, следующий учитель имел свою собственную систему обучения, при которой совсем не уделял внимания технике игре на фортепиано, а ученика воспитывал на оперных попурри. Ни одну из музыкальных школ Гершвин так и не окончил.

Тогда в 1914 году родители записали сына в коммерческую школу, но коммерсанта из него тоже не получилось. Судьбою юноше был уготован совершенно иной путь.

В 1915 году произошло значимое для Джорджа знакомство с музыкантом Чарльзом Хамбицером. На удивление Чарльз быстро нашёл общий язык с юным Гершвином. Он давал ему уроки игры на фортепиано, а также порекомендовал хороших педагогов по гармони и оркестровке.

В семнадцатилетнем возрасте Джордж уже в совершенстве владел музыкальной грамотностью, очень хорошо играл на фортепиано и сочинял свою музыку. Он с усердием изучал классику, но больше всё-таки его увлекала популярная музыка. В таком юном возрасте он уже был представлен в музыкальном издательстве Джерома Ремика, где получил работу пианиста-популяризатора и зарплату 15 долларов еженедельно.

Гершвин аккомпанировал, подрабатывал в ресторанах и писал музыку. Уже в 1916 году вышло в свет одно из его первых музыкальных произведений «Когда вы захотите». Особенно популярной эта композиция не стала, но обратила внимание на молодого талантливого композитора многих продюсеров и режиссёров с Бродвея.

Песня Джорджа заинтересовала одну из модных в то время певиц ─ Софи Такер. Она её исполнила, причём довольно успешно, и постепенно к Гершвину в музыкальных кругах Бродвея начала приходить популярность. Его имя стало мелькать в газетах и журналах, а музыку Гершвина включил в своё ревью Зигмунд Ромберг. Вскоре многие бродвейские мюзиклы ставились на сочинениях Джорджа, а один известный в Америке композитор сказал о нём: «Молодой человек имеет искру гениальности. Когда-нибудь Америка будет им гордиться».

Ступени музыкальной карьеры

К 17 годам Гершвин овладел основами музыкальной грамотности, научился прилично играть на фортепиано и начал сочинять собственные произведения. Он довольно усердно изучал классические произведения, но его привлекала популярная музыка.

С 1915 года он начинает зарабатывать творчеством: играет в ресторанах, аккомпанирует и понемногу пишет свою музыку, преимущественно это небольшие композиции и песни.

Позже он становится автором музыки для мюзиклов, в этом он достигает настоящих высот. Рассвет его творчества совпал с ростом популярности джаза, и влияние Гершвина на это направление было очень велико. Он создает большое количество композиций, которые требуют от исполнителя умения импровизировать.

Новым творческим этапом стало сотрудничество с братом, работавшим под псевдонимом Артур Френсис, и писавшего либретто. За 10 лет этот творческий союз выдал более 20 мюзиклов для Бродвея и Голливуда.

Творчество

С 1918 года Гершвин больше не нуждался в ресторанных подработках, отпала нужда в частных уроках, он занимался тем, что ему нравилось, и получал за это деньги – Джордж писал музыку для бродвейских мюзиклов. Он работал в качестве композитора с джаз-бэндом Пола Уайтмена. За год он писал до 10 мюзиклов, многие из песен приобретали огромную популярность.

Так появилась «Рапсодия в блюзовых тонах». В феврале 1924 года на премьеру пришла слишком разномастная публика, в первом ряду сидели именитые люди в мире музыки: Рахманинов, Годовский, Стравинский. Успех был ошеломительный, рапсодия нокаутировала зрителей, а к Гершвину пришла настоящая слава.

А там, где слава, там и материальное благосостояние. Семья Гершвинов купила на 103-авеню дом в 5 этажей и отправилась в трёхлетнее путешествие по Европе. Джордж сам продумал весь маршрут, поездка началась с Лондона, потом был Париж, и закончилось путешествие в Вене.

По возвращении из Европы у Гершвина на руках уже была набросана симфоническая поэма «Американец в Париже».

Премьера прошла в филармоническом обществе Нью-Йорка. А через три года «Американец в Париже» звучал в Куинс-холле в Лондоне. Успех был грандиозным, после чего симфоническая поэма вошла в постоянный репертуар многих мировых оркестров.

Музыка и стиль композитора Джорджа Гершвина сочетает в себе сразу многое:

  • симфоническую классику;
  • современные негритянские ритмы;
  • народный фольклор;
  • оригинальную мелодию;
  • экспрессию;
  • резкие ритмы.

С приобретением мировой известности Джордж предложил своему старшему брату Айре стать соавтором его мюзиклов и песен. Айра с удовольствием согласился, но взял себе псевдоним Артур Фрэнсис (это два имени их младшеньких брата и сестры), он считал, что Гершвин в мировой музыке должен быть один – Джордж.

Их творческий союз получился очень плодотворным, братья создали около 20 мюзиклов для Бродвея и кино. Более востребованного дуэта в то время не было. Особенно триумфальным получился мюзикл «Lady, Be Good», одну композицию из него назвали лучшей любовной балладой ХХ века.

Огни Бродвея

В 1918 году Гершвин становится профессиональным композитором. У него больше нет нужды давать уроки и подрабатывать в оркестрах. Теперь он пишет музыку для бродвейских мюзиклов. Он писал по 10 мюзиклов в год, и некоторые мелодии приобретали популярность, например, Swanee.

В 1922 году на Бродвее появляется настоящий хит: опера Blue Monday, которую создал Гершвин Джордж. Биография музыканта делает скачок — его приглашают работать в джазовый оркестр Пола Уайтмена. Именно в этом сотрудничестве расцветает Джордж Гершвин, рапсодия его — Rhapsody in Blue становится знаменитым произведением этого периода.

В 1924 году творчество Джорджа Гершвина достигает зрелости. Он пишет мюзикл Lady, Be Good, который завоевывает настоящую славу. Композиция The Man I love считается лучшей любовной балладой XX века.

Музыка Джорджа Гершвина вобрала в себя темы симфонической классики, современной негритянской музыки, фольклорные мотивы. Стиль композитора отличает оригинальная мелодика, резкие ритмы, экспрессия.

Всего Гершвин написал более 30 мюзиклов, самыми известными из которых являются: Oh, Kay! (1926), «Funny Face» (1927), Strike Up The Band (1927/30), Of Thee I Sing (1931). Очень популярным было шоу Of Thee I Sing (1931), за это сочинение Гершвин и коллеги получили Это был первый в истории случай присуждения премии музыкальной постановке.

«Порги и Бесс»

Однажды ночью, мучаясь от бессонницы, Джордж решил почитать, и ему в руки попался роман Дюбоза Хейуорда «Порги». Созданные автором поэтические образы настолько увлекли композитора, что у него тут же в голове начались зарождаться мелодии. Джордж уже забыл о сне, читал до самого утра, а потом написал автору произведения письмо, в котором рассказал, что ему очень бы хотелось написать оперу на «Порги». Это был 1926 год.

Автор романа ответил согласием, но так как Гершвин был очень занят другими сочинениями и дирижёрской работой, приступить к созданию оперы «Порги и Бесс» получилось лишь в 1934 году. Композитор уехал из Нью-Йорка в маленький рыбацкий посёлок в Южной Каролине, чтобы полностью проникнуться духом произведения. Он напряжённо работал над оперой 20 месяцев.

Это произведение стало самым значительным и популярным из всех, созданных Джорджем Гершвином. Получился настоящий музыкальный шедевр, в котором переплелись джазовые импровизации, фольклор и симфонические мелодии. В 1935 году состоялась премьера в Америке, произошло это в Бостоне в «Колониел-театре». Успех был головокружительный, четверть часа не стихали аплодисменты и восторженные возгласы публики. В истории США «Порги и Бесс» стало первым представлением, на которое пускали людей разных рас.

С января 1936 года опера поехала в гастрольный тур по американским городам, в Европу добралась лишь после 1945 года, а в 1956 «Порги и Бесс» была показана негритянской труппой в Москве и Ленинграде.

Сотни постановок пережила эта опера и вошла в мировой музыкальный золотой фонд.

Библиография

  • Григорьев Л., Платек Я.
    Джордж Гершвин. — М.: Музгиз, 1956. — 44 с. — (Музыкальная культура зарубежных стран). — 5000 экз.
  • Конен В. Д.
    Пути американской музыки. — М.: Советский композитор, 1977. — 446 с.
  • Волынский Э. И.
    Дж. Гершвин: Популярная монография. — 2-е изд.. — Л.: «Музыка». — 80 с.
  • Юэн Д.
    Джордж Гершвин: путь к славе. — М.: «Музыка», 1989. — (Звезды мировой музыки).

Величайший американский композитор Гершвин Джордж, биография которого полна небывалых взлетов и внезапных поворотов, воплощает своей жизнью Он всего достиг сам, найдя свой путь, достигнув невероятных высот и мировой славы.

Смерть

Великолепный творческий союз братьев Гершвинов, популярность, слава, деньги – всё оборвалось в один миг трагически и неожиданно.

Джордж настолько усиленно работал над «Порги и Бесс», что подвергся колоссальному нервному перенапряжению, его силы были истощены. Дошло до того, что он не мог ни кушать, ни спать. Врачи в один голос утверждали, что композитору необходимо поменять климат и временно оставить музыку. Первый совет Гершвин воспринял с удовольствием, но вот остаться без музыки он не мог ни на один миг.

Внешний вид Джорджа практически не изменился, но внутренне он был крайне раздражён и чувствовал себя невероятно уставшим. В начале 1937 года медики обнаружили у Гершвина симптомы онкологического заболевания, у него была опухоль головного мозга. Назначили лечение, затем в клинике «Седарс Синай» ему удалили опухоль, но композитору уже ничего не могло помочь, он умер 11 июля 1937 года, не приходя в сознание после операции. Джордж совсем немного не дожил до 39 лет, самый расцвет сил и множество творческих планов были впереди у музыканта.

При жизни Джордж был настоящим Казановой, очень много на его счету любовных романов с самыми красивыми женщинами того времени. Одной из сильнейших его влюблённостей стал ученица Гершвина Александра Белых. Но семья у него так и не появилась, жены и детей не было. Всё наследие, которое досталось потомкам от композитора Джорджа Гершвина, – это его бесценная музыка.

(1899-1937) американский композитор и пианист

Джордж Гершвин считается основоположником американской оперы. Но он не меньше известен как автор многочисленных музыкальных комедий, оперетт, джазовой музыки. В его творчестве удачно соединились не только различные жанры и направления музыкального искусства, но и разные музыкальные традиции, представленные в американском обществе, которые он впитывал с детства.

Гершвин родился в рабочем районе Нью-Йорка в семье еврейских эмигрантов из России. Мальчик не очень хорошо учился в школе, там ему было скучно, но в 10 лет, впервые услышав игру на виолончели, он увлекся музыкой, и как оказалось, на всю жизнь. Он стал учиться играть на пианино и быстро достиг больших успехов. Однако настоящего музыкального образования Гершвин не получил. У семьи просто не было денег оплачивать его уроки, и пришлось до всего доходить самому.

С шестнадцати лет он начинает работать пианистом-продавцом в музыкальном салоне на Бродвее и вместе со своим старшим братом Ароном (1896-1983) пишет эстрадные песни. По некоторым данным, они написали вместе около 300 песен. Среди них — «Кто-то любит меня», «Фантастический ри.

Уже в восемнадцать лет Гершвин создает свою первую оперетту, за которой последуют десятки новых. Он работает очень много и плодотворно. Его привлекают различные направления музыкального искусства. Кроме эстрадной музыки и оперетт, он пишет ревю, лирические и сатирические музыкальные комедии, музыку к кинофильмам. В 1922 году появилась его одноактная опера «135-я стрит».

Вместе с известными американскими исполнителями и композиторами Роджером, Берлином и Портером он пишет для бродвейских театров вначале куплеты для исполнения одновременно с танцем, а затем и мюзиклы.

Расцвет творчества Гершвина пришелся на период становления джаза, создания в начале XX века особой джазовой традиции, в которой гармонично соединялись текст и музыка, ритм и мелодия. Большое значение придавалось также импровизации: мелодия должна была звучать так, как будто она рождалась на глазах у зрителей.

Одновременно Гершвин начинает работать в инструментальных жанрах. Его «Рапсодия в блюзовых тонах» (1924) для фортепиано с оркестром считается одной из знаменитых джазовых оркестровок. Под впечатлением поездки в Европу в 1928 году была написана симфоническая сюита «Американец в Париже».

В творчестве Гершвина все было новым и необычным. Его произведения привлекали прежде всего тем, что в них соединялись традиции европейской музыкальной классики и афро-американского фольклора. Мелодическая изобретательность, острота ритмов придавала его музыке необычайную выразительность. К тому же, обладая высокой исполнительской культурой, Гершвин и в своей музыке сохранил характер импровизации.

Вершиной творчества композитора считается опера «Порги и Бесс» (1935). Либретто написали Д.Хейуард и брат композитора — поэт А.Гершвин на основе одноименной пьесы Д.Хейуарда и его жены. В свою очередь пьеса была создана по роману Д.Хейуарда, который использовал реальное происшествие, случившееся в штате Южная Каролина, о чем сообщалось во многих американских газетах. Бездомный калека-негр застрелил жену, за что его посадили в тюрьму. Правда, в опере Гершвина эта история не заканчивается трагедией. Бесс просто уезжает, а Порги отправляется на ее поиски.

Для того чтобы лучше и точнее изобразить быт и психологию своих героев, Гершвин уехал из Нью-Йорка в Южную Каролину и почти год жил в негритянском рыбачьем поселке Фолли-Айленд недалеко от Чарлстона. Здесь он изучал местный фольклор, особенности произношения, слушал и записывал песни. Он даже сам пел в негритянском хоре.

Сочинение оперы заняло 11 месяцев, а еще 9 месяцев — оркестровка. Премьера «Порги и Бесс» состоялась 30 сентября 1935 года в Бостоне и имела огромный успех. Реальная драма предстала перед слушателями в новой, необычной трактовке. К тому же сама опера отличалась от традиционных не только новизной композиции, но и совершенно новыми для данного жанра мелодиями и использованием непривычных музыкальных инструментов — банджо, африканского барабана. Сам композитор называл свое произведение народной оперой, поскольку в нем представлено все богатство негритянского фольклора, в том числе спиричуэле, псалмы, трудовые песни, регтаймы, блюзы, вместе с эстрадным бродвейским джазом.

Работа над многоактной оперой потребовала от I ершви-на более глубокого проникновения в тайны музыкальной классики. Он начинает серьезно изучать контрапункт и гармонию, упражняться в сочинении фуг. Все это, а также его богатый опыт сочинителя легкой музыки нашло свое выражение в опере «Порги и Бесс» и отразилось в ее структуре, где свободно сочетаются хор и соло, пение, речитатив и резкие возгласы. Кроме того, Гершвин первым из американских композиторов создал оперу-драму, где партии героев органически вплетены в занимательную музыкальную канву. Особое значение приобретают здесь и массовые сцены, различные по характеру (трагические и лирические) и способу исполнения (хоровые и танцевальные).

В своей ставшей знаменитой опере, других музыкальных произведениях Гершвин проявил себя как композитор-новатор, сумевший создать собственный стиль и обогативший мелодику, казалось бы, давно устоявшихся жанров.

К сожалению, Гершвин умер от опухоли мозга, когда ему было всего 38 лет.

Личная жизнь гения

Воплощением представлений о богемном образе жизни стал Гершвин Джордж, биография которого полна встреч с женщинами и свободы. Он был настоящим Казановой. Его романы с самыми красивыми женщинами невозможно перечесть.

Разгульная жизнь и тяжелая работа над оперой надломили здоровье композитора. Он умер от опухоли головного мозга в 1937 году на 39 году жизни.

Наследие Гершвина нельзя переоценить, он стал классиком XX века, его музыка продолжает звучать, выходят пластинки. Величайшие исполнители считают за честь исполнить сочинения композитора.

«РАПСОДИЯ В БЛЮЗОВЫХ ТОНАХ» ДЖОРДЖА ГЕРШВИНА

«Леди Джаз, украшенная интригующими ритмами, шла танцующей походкой через весь мир. Но нигде ей не встретился рыцарь, который ввел бы ее как уважаемую гостью в высшее музыкального сообщества. сделал это чудо. Он смело одел эту крайне независимую и современную леди в классические одежды концерта. Однако нисколько не уменьшил очарования. Он – принц, который взял Золушку за руку и открыто провозгласил ее принцессой, вызвав удивление мира и бешенство ее завистливых сестер», – так сказал о своем соотечественнике американский дирижер Вальтер Дамрош.

Магия музыки

Родители Джорджа Гершвина

не нарушили таможенных законов, когда в конце позапрошлого века из Одессы переехали в гостеприимный Нью-Йорк. Семья «нарушила» другой закон – закон социальной стратификации, когда непостижимым образом в семье Мориса, сапожника на фабрике женской обуви, и Розы, дочери скорняка, появились дети, так сказать, совершенно другого полета.
Джордж
был вторым ребенком в семье. Джейкоб Гершовиц родился 1898 года. Родители изменили фамилию на Гершвин еще задолго до того, как их дети стали знаменитыми.

В школе Джордж

не был прилежным учеником и учился посредственно, чем расстраивал мать, которая хотела в будущем видеть своих детей школьными учителями. В 1912 году его записали в Коммерческую школу, но и коммерсантом он не стал. Судьба приготовила для мальчика совершенно другой путь.

Друзья мальчика часто наблюдали, что чемпион улицы по конькам иногда перестает замечать окружающее. Причина была всегда одна и та же – музыка. Глубокое впечатление на 8-летнего Джорджа

произвел Макс Розенцвейг, впоследствии известный в Америке скрипач. Он сыграл «Юмореску» на школьном концерте. Полтора часа после концерта ждал
Джордж
музыканта, не обращая внимания на проливной дождь, а, заметив, что тот ушел другим ходом, помчался к нему домой.

Они подружились. В доме у Розенцвейга Джордж

сам научился играть на фортепиано, подбирал на слух популярные мелодии. Можно себе представить удивление родителей, когда вскоре выяснилось, что он за короткое время настолько преуспел в игре на фортепиано, что оставил брата Айру далеко позади. К превеликой радости обоих, родители решили, что заниматься музыкой должен
Джордж
.

Путь Джорджа Гершвина к мечте

Юному музыканту пришлось поучиться в нескольких фортепианных «школах». Сначала его мучили три старые леди, четвертый учитель техникой вообще не занимался, а воспитывал своего ученика на попурри из опер. И только Чарльз Хамбицер оказался именно тем музыкантом, в котором нуждался Гершвин

. Начиная с 1915 года
Джордж
, по его рекомендациям, брал уроки гармонии и оркестровки.

В один прекрасный день пятнадцатилетний музыкант предстал перед менеджером издательства «Ремик и Ко». играл на рояле, даже не рассчитывая на успех. Однако, на удивление, его приняли на должность пианиста-популяризатора с оплатой 15 долларов в неделю.

«Зачем ты играешь фуги , ты хочешь стать концертирующим пианистом?» – спрашивали коллеги по работе в магазине. – «Нет, – отвечал Джордж

, – я изучаю Баха для того, чтобы писать популярную музыку».

Дебют, провал и вера

В 1916 году модная певица ревю Софи Такер заинтересовалась песней Гершвина

«Когда вы захотите» и с успехом исполнила ее. Постепенно он стал известным в музыкальных кругах Бродвея. В феврале 1918 года молодой композитор встретился с Максом Дрейфусом, возглавлявшим издательство Хармса. Он предложил композитору работу с оплатой 35 долларов в неделю. О лучшем
Джордж
в то время не мог и мечтать. Не нужно было сидеть в конторе или разучивать партии с певцами. Нужно только одно – писать.

В понедельник 9 декабря 1918 года на Бродвее состоялся дебют Джорджа Гершвина

, который обернулся для него настоящей мукой. Сценическая жизнь ревю закончилась на той же неделе – в пятницу. Продюсер не смог обеспечить объявленный в афише состав женской труппы, и это решило судьбу ревю.

Имя Джорджа Гершвина

в 1920-е все чаще стало появляться на страницах газет и журналов. 1922 года Берил Рубинштейн, известный американский пианист и педагог, в газетном интервью назвал
Гершвина
«выдающимся композитором». «В этом молодом человеке есть искра гениальности, – утверждал он. – Я действительно верю, что Америка в недалеком будущем будет ним гордиться…».

Удачный эксперимент Гершвина

С 7 января по 4 февраля 1924 года квартира Гершвина

на 110-й улице была словно в осаде. Настороженная тишина изредка прерывалась короткими репликами. Работали так:
Гершвин
писал клавир рапсодии для двух фортепиано, оставляя пустые строчки для сольных импровизаций пианиста. Как только очередная страница была закончена, ее брал Фред Гроф (аранжировщик оркестра Уайтмена) и оркестрировал музыку для джазового состава. Затем он репетировал их со своим оркестром. И, наконец, родилась «Рапсодия в блюзовых тонах».

Никогда ранее на концерте не было столь разношерстной публики, как в тот день, 1924 года. На афишах было написано, что слушателям представят «эксперимент в современной музыке». Пол Уайтмен с удовольствием и волнением поглядывал из-за кулис на передние ряды, где сидели Леопольд Годовский, Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский и другие достаточно известные в музыкальном мире персоны.

Дирижер дал знак, и Гершвин

начал соло. Глиссандо на кларнете (прием не обычный для этого инструмента) сразу же наэлектризовало зал. От прежней скуки не осталось и следа. Изменились и музыканты, заиграв совсем по-другому. Уайтмен дирижировал, не замечая, что по его щекам катятся слезы восторга. А потом раздались такие овации, что никто больше не сомневался: прогнозы Уай рапсодии, которая «нокаутирует», полностью оправдались.

Братский союз

Вместе со славой пришла материальная обеспеченность. В 1925 году Гершвины купили пятиэтажный дом на 103-й улице. Теперь можно было отправиться в Европу. Лондон – Париж – Вена – такой маршрут путешествия, которое сделал Джордж

. Оно закончилось в 1928 году.

Из поездки по Европе Гершвин

вернулся с наброском симфонической поэмы «Американец в Париже». Ее премьера состоялась в Нью-Йоркском филармоническом обществе под руководством Вальтера Дамроша. Три года спустя «Американец в Париже» прозвучал в лондонском Куинс-холле. Вскоре «Американец» вошел в постоянный репертуар многих оркестров мира, привлек внимание не только дирижеров, но и балетмейстеров.

Когда Джордж

стал известен как композитор и музыкант, он попросил старшего брата быть соавтором его песен и мюзиклов. Айра согласился, взяв себе псевдоним Артур Фрэнсис (по именам младших брата и сестры), чтобы в мире искусства был все же один
Гершвин
. Этот творческий союз позволил им создать более 20 мюзиклов, поставленных на Бродвее и для кино.

«Порги и Бесс» Гершвина

Как-то ночью Джорджа

мучила бессонница, и он решил немного почитать. Раскрыл роман Хейворда и с первых страниц ощутил удивительную силу его поэтических образов. Читал, а в голове помимо воли возникали мелодии, аккордовые созвучия. О сне не могло быть и речи. Композитор читал до четырех часов, а потом написал Хейворду о намерении сочинить оперу. Это случилось в 1926 году, но «Порги и Бесс» пришлось подождать.

Наконец, 1932 Хейворд получил от Гершвина

письмо с признанием: «В поисках сюжета для композиции я вновь вернулся к мысли положить «Порги» на музыку. Это выдающаяся пьеса о народе». Двадцать месяцев писал композитор оперу и все это время жил с уверенностью, что она будет лучшим его произведением. На последней странице рукописи значится дата: 1935 года. Однако работа над оперой продолжалась также во время репетиций и завершилась лишь за день до премьеры.

В «Колониел-театре» в Бостоне состоялась премьера. Публика приняла новую оперу с еще большим энтузиазмом, чем прежние сочинения Гершвина

. Четверть часа бушевало море аплодисментов и восторженных возгласов. Принять «Порги и Бесс» – значило не только оценить ее художественные достоинства, но и признать право оперного жанра отражать смущая контрасты «позолоченного века». и здесь оказался первопроходцем.

За полтора года она выдержала 124 постановки в «Алвин-театре». Это весьма солидная цифра для любой оперы классического репертуара. Несмотря на хороший прием, надежды братьев Гершвин

на материальный успех не оправдались: они потеряли более 10 тысяч долларов, вложенных в постановку.
Джордж
не расстраивался. «Когда и где опера приносила доход?» – смеялся он.

Пути разошлись

Творческий дуэт братьев Гершвин

распался неожиданно и трагически. Колоссальное нервное напряжение во время работы над «Порги и Бесс» истощила силы
Джорджа
. Он не мог ни есть, ни спать. Врачи рекомендовали поменять климат и на время забыть о музыке. Первую рекомендацию композитор воспринял с большим удовольствием. О музыке, естественно, он забыть не мог. Внешне он почти не изменился, но стал очень раздражителен и выглядел уставшим. В начале 1937 года врачи нашли у него симптомы опухоли головного мозга.
Джорджа
начали лечить, однако спасти композитора не удалось. Он умер 1937, не дожив до тридцати девяти лет. Композитора ни стало в расцвете сил и полного творческих планов.

Айра Гершвин до последнего дня помнил и ценил своего младшего брата-композитора, рассказывал о нем всевозможные веселые истории, вспоминал забавные высказывания.

ФАКТЫ

Настоящим успехом Джорджа Гершвина

на Бродвее был мюзикл «Lady, Be Good». В этой постановке композитор впервые работал со своим братом Айрой.

Браться Гершвины

получили в 1932 году Пулитцеровскую премию за свое самое удачное шоу «Of Thee I Sing». Награда впервые была присуждена музыкальной постановке.

Обновлено: Апрель 11, 2020 автором: Елена

Известный клавишник Джордж Гершвин появился на свет 1898 году 26 сентября. Композитор имеет еврейские корни. При рождении композитора звали Яковом Гершовицем. Семейство Гершвинов иммигрировало из РФ в Америку до появления детей. Впоследствии переселения отец будущего пианиста поменял имя и стал Моррисом Гершвином. Моррис работал сапожником на фабрике по изготовлению женской обуви. С матерью Джорджа Моррис познакомился после переезда. Семья Гершвинов жила небогато в маленькой квартире, расположенной в Бруклине. Будучи мальчиком, пианист не увлекался учебой и много времени проводил с друзьями. Он катался на коньках и даже стал чемпионом улицы. В 12 лет Гершвин был впечатлен игрой скрипача Макса Розена. Воодушевленный талантом мальчика Джордж решил самостоятельно обучиться игре на пианино.

Он подружился с Максом и часто бывал у него дома. Так великий музыкант научился играть на музыкальном инструменте и постепенно постигал таинство классической музыки. Став знаменитым композитором, Джордж не переставал самосовершенствоваться и обучаться. Так клавишник познакомился с Шилленгером Иосифом. В 1914 году аккомпанировал в театре Джерома Ремика.

В 1916 году клавишник выпустил свое творение «When You Want ’Em. You Can’t Get ’Em». После признания зрителей его заметили знаменитые постановщики и кинопродюсеры Бродвея. В тот период Джордж управлял симфоническим оркестром и по вечерам играл на пианино в ресторанах. В 1918-19 годы творения пианиста использовались в спектаклях и музыкальном представлении, и в кинокартинах Бродвея. В течение последующих 4 лет пианист сочинил десятки музыкальных творений для «Скандалы Джорджа Бека». В 1922 году состоялась важнейшая премьера его оперы «Голубой понедельник». После такого успеха Гершвина приняли в джаз-группу Пола Уайтмена. Для группы аккомпаниатор написал множество произведений. Особенным стало творение «Рапсодия в стиле блюз». Самой известным произведением музыканта стала опера «Порги и Бесс». Его оперу впервые поставили в 1935 году. После долгих работ над постановкой оперы Джордж был сильно истощен. В 1937 году у пианиста врачи обнаружили рак головного мозга. Он проходил лечение в больнице «Седарс Синай». Но лечение и операция не дали нужных результатов. Гершвин скончался в 1937 году 11 июля, не выходя из комы.

Сочинения

  • Музыкальные спектакли
  • La La Lucille, 1919 (Ля-ля, Люсиль)
  • Lady, be good, 1924 (Будьте добродетельны, леди)
  • Strike Up the Band, 1927 (Пусть гремит оркестр)
  • Girl Crazy, 1930 (Безумная)
  • Of Thee I Sing, 1931 (О тебе я пою)

Оперы

  • Голубой понедельник (опера), 1922, другое название 135th Street
    (135-я улица)
  • Порги и Бесс, 1935, либретто Д. Хейворда, стихи Айры Гершвина со знаменитой арией Summertime.

Инструментальные произведения

  • Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром (Rhapsody in Blue, 1924)
  • Порги и Бесс, симфоническая картина
  • Американец в Париже (An American in Paris, 1928),
  • Вторая рапсодия (Second Rhapsody)
  • Кубинская увертюра (Cuban Overture)
  • 3 прелюдии для фортепиано
  • Сюита «На скорую руку» (Ambulatory Suite)
  • Симфоническая Сюита «Кэтфиш-Роу» (на темы из оперы «Порги и Бесс»)(Catfish-Row)
  • Концерт для фортепиано с оркестром F-dur (Concerto in F)
  • 2 вальса в До-миноре
  • Вариации на тему песни «Я ощущаю ритм») (для фортепиано и джазового оркестра)
  • Одним из хобби Гершвина была живопись и литература.
  • Гершвин был влюблен в Александру Бледных — лучшую ученицу.
  • Айра Гершвин, работавший с братом под псевдонимом Артур Френсис, использовал для его создания имена своих брата и сестры.
  • В 1985 году братья Гершвины были награждены Золотой медалью Конгресса.
  • В 1945 году вышел фильм «Рапсодия в блюзовых тонах», посвящённый композитору.
  • Образ композитора был также создан в приключенческом телесериале 1992-1993 гг «Хроники молодого Индианы Джонса» (сыграл Том Беккет) — серия «Скандал 1920-го».
  • В Нью-Йорке существует театр Гершвина, названый в честь Джорджа Гершвина и его брата Айры Гершвина.

Подробная биография

Джордж Гершвин – имя великого музыканта, родившегося 26 сентября 1898 года. При рождении он был записан как Яков Гершовиц.

Существует немало историй, связанных с поведением будущего композитора, по отношению к музыке. Где бы ни находился мальчик, он очень чутко откликался на любой звук, мелодию, которая разносилась вокруг.

С раннего детства Джордж был подвижным, упрямым и часто непослушным ребенком. На протяжении первых школьных лет он не радовал родителей успехами. Но необыкновенная заинтересованность мальчика была связана с музыкой. Услышанная в школе на концерте легкая, веселая мелодия, исполненная на пианино Марком Розенцвейгом, настолько поглотила его, что Джордж самостоятельно с 10 лет подбирал мелодии. С каждым днем он все больше познавал мир классики и джаза. Благодаря упорству и желанию он незаметно овладел музыкальными способностями настолько хорошо для своего возраста, что опередил своего старшего брата.

Когда родители приняли решение отдать второго сына в музыкальную школу, мальчик не мог их порадовать успехами. Это было связано с его негативным отношением к систематическому посещению уроков, скучному освоению предметов. Поэтому он так и не получил музыкального образования.

В 1914 году попытка получить коммерческое образование также закончилась неудачей.

С 1915 года источником вдохновения для юноши становится игра на пианино его нового знакомого музыканта – Чарльза Хамбицера. Начинающему музыканту посчастливилось, так как благодаря этому знакомству он получил хороший музыкальный опыт и был рекомендован лучшим учителям. Позже публичные выступления не заставили себя ждать. Это были выступления в ресторанах, магазинах.

Участие в выступлении на Бродвее в возрасте 18 лет позволило Джорджу Гершвину оказаться в центре внимания представителей музыкальной индустрии (например, Зигмунда Ромберга). Одно из сочинений молодого исполнителя понравилось певице Софи Такер. Благодаря ее исполнению имя Гершвина стало более популярным. «Рапсодия в блюзовых тонах» и другие произведения, получили впоследствии всемирный успех.

Необыкновенное путешествие по Европе стало источником вдохновения. Мировая известность Гершвина сложилась за счет сплетения в его творчестве народного фольклора, симфонической классики, а также негритянских ритмов. Удачным был и творческий союз двух музыкантов Джорджа и его брата – Айры, который был составителем текстов.

Опера Д. Гершвина «Порги и Бесс», появившаяся в 1935 году, стала настоящим музыкальным шедевром. Однако кропотливая, упорная работа над ней подорвала силы автора. Вслед за сильнейшим нервным перенапряжением последовал смертельный диагноз врачей. Летом 1937 года гениальный американский пианист, автор всемирно известной оперной баллады скончался.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

  • Гомер
    Гомер – основатель европейской литературы, легендарный древнегреческий поэт, имя и жизнь которого окутаны большим количеством тайн. Ещё в эпоху античности разными авторами было составлено 9 его жизнеописаний
  • Христофор Колумб
    Сегодня около 6 итальянских городов пытаются доказать, что открыватель Америки родился именно в одном из них. До Колумб 1472 г. жил в Генуэзской республике, имевшей один из крупнейших торговых флотов того времени.
  • Джордж Гершвин биография и творчество американского композитора изложены в этой статье.

Интересные факты

  • Музыкант был захоронен на кладбище Westchester Hills, которое находится в пригороде Нью-Йорка.
  • Гершвин ни разу не был женат, детьми он тоже не обзавелся. Завещание Джордж писать не стал, поэтому его недвижимость досталась матери. Наследники долгое время собирали прибыль от авторских прав на его музыкальные произведения. Однако они утратили свою силу в 2007 году, когда прошло 70 лет со дня смерти музыканта. В 2005 году журналисты провели расследование и пришли к выводу, что Гершвин был одним из богатейших композиторов в мире.
  • Гершвин был удостоен награды на церемонии вручения премии «Оскар» в 1937 году за композицию «They Can’t Take That Away from Me» (Этого у меня не отнимут), которую он написал вместе с родным братом для кинокартины Shall We Dance (Давайте потанцуем). Легендарная статуэтка была вручена посмертно, Джорджа не стало через пару месяцев после премьеры фильма.
  • Музыкальный язык Гершвина можно описать, как непосредственный, красочный, с нотками юмора. Главное место в его творческой карьере заняли мюзиклы, которые он очень любил, и в которые вкладывал всю свою душу.
  • Во всех музыкальных шедеврах композитора есть своеобразная форма, реальность сценических ситуаций и противостояний, энергичность развития сценария, дуэт трагических и комедийных картин.
  • В 1918—1919 года на бродвейских подмостках уже вовсю гремела музыка Гершвина. Композиция «Swanee», которую взял в свое шоу «Sinbad» Эл Джонсон, имела настоящий успех. В итоге певец несколько раз записывал её на пластинках и неоднократно пел в кинофильмах.
  • Первый учитель Гершвина, Иосиф Шиллингер славился своим уникальным подходом к сочинению музыки – композитор воспринимал творческий процесс с математической точки зрения и пытался найти универсальный музыкальный алгоритм.
  • Гершвин очень увлекался живописью и литературой.
  • Старший брат и соавтор Джорджа – Айра Гершвин взял себе сценическое имя Артур Френсис, которое было составлено из имен их брата и сестры.
  • В 1945 году на экраны вышла картина, посвященная композитору. Фильм назывался «Рапсодия в блюзовых тонах».
  • Прообраз Гершвина был также использован в популярном сериале «Хроники молодого Индианы Джонса». Композитора сыграл актер Том Беккет.
  • Самым внушительным сочинением композитора стала опера «Порги и Бесс». Автор литературного первоисточника лично принимал участие в процессе написания шедевра.
  • В Нью-Йорке есть театр, который назвали в честь потрясающего творческого союза двух братьев — Джорджа Гершвина и Френсиса Артура.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СelebrityNews