Шахназаров, Карен Георгиевич


Биография

Иван Шахназаров родился в семье известного кинорежиссера Карена Шахназарова и актрисы Дарьи Майоровой. Прародители Ивана по материнской линии были корифеями советского кино, участвовали в создании знаменитых картин — «Летят журавли», «Путевка в жизнь», «Наш дом», «Хождение за три моря» и многих других.

Творческая атмосфера семьи предопределила воспитание и развитие мальчика. В одном из интервью Иван признался, что в детстве отец заставлял его читать и заниматься спортом. Сейчас Шахназаров-младший благодарен отцу за то, что «читает с удовольствием».

Иван учился в московской школе с экономическим уклоном, параллельно занимался в театральных студиях, увлекался живописью и рисунком.

Окончив школу, Иван Шахназаров, после недолгих раздумий, решил продолжить династию. Он признается: «Папа и мама пугали меня рассказами о том, насколько трудна эта профессия, но, думаю, все равно понимали, что так или иначе я окажусь рядом с кино. Во-первых, потому что я плохо учился в школе. Во-вторых, моя семья уже несколько поколений занимается кино, и прерви я эту цепочку, родители бы не простили».

Актерская профессия привлекала молодого человека, но свой выбор он остановил на режиссуре. Окончил режиссерский факультет ВГИКа им. Герасимова, обучаясь у лучших мастеров вуза.

О своих наставниках вспоминает: «Мои мастера, Владимир Иванович Хотиненко и Владимир Алексеевич Фенченко, — мои вторые, можно сказать, родители, и я им очень благодарен. Они как раз предоставляют возможность развить то, что в тебе есть, и культивировать это. И ни в коем случае не задавливают, ни в коем случае не пытаются из тебя что-то лепить. Они дают номинальную свободу в том смысле, что не ограничивают тебя, и, если им что-то не нравится — это не значит, что это плохо. Поэтому, мне кажется, эта мастерская – лучшая».

Награды

Награждение орденом Александра Невского, 27 ноября 2020 года

  • Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2 августа 1997 года) — за заслуги в области искусства
    [20]
  • Народный артист Российской Федерации (29 июля 2002 года) — за большие заслуги в области киноискусства
    [21]
  • Государственная премия Российской Федерации в области киноискусства 2002 года (5 июня 2003 года) — за художественный фильм «Звезда»
    [22]
  • Орден Почёта (4 октября 2008 года) — за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
    [23]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (12 июля 2012 года) — за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и многолетнюю творческую деятельность
    [24]
  • Орден Почёта (21 января 2013 года, Армения) — за вклад в укрепление армяно-российских культурных связей, многолетнюю и плодотворную деятельность в сфере киноискусства
    [25][26]
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2012 года (7 июня 2013 года) — за вклад в развитие российского кинематографа, возрождение и развитие киностудии «Мосфильм»
    [27]
  • Орден Александра Невского (24 января 2020 года) — за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
    [28]
  • Орден Искусств и литературы (27 июня 2020 года, Франция)[29]
  • 2008 — премия «Золотой орёл» — за лучшую режиссёрскую работу над фильмом «Исчезнувшая империя»
  • 2009 — премия «Золотой орёл» — за лучшую режиссёрскую работу над фильмом «Палата № 6»
  • 2012 — премия «Золотой орёл» — за лучший игровой фильм «Белый тигр»
  • 2017 — премия «Золотой орёл» — за лучший телефильм или мини-сериал (до 10 серий) «Анна Каренина»
  • Лауреат национальной премии бизнес-репутации «Дарин» Российской Академии бизнеса и предпринимательства в 2005 г.
  • За фильм «Мы из джаза» премия Ленинского комсомола (1986) (также и за фильм «Зимний вечер в Гаграх»)
  • Специальный приз жюри в Гренобле (Франция, 1984)
  • Серебряная медаль международного кинофестиваля в Лодзи (Польша, 1984)
  • Диплом международного кинофестиваля в Лондоне
  • Диплом международного кинофестиваля в Чикаго
  • Диплом международного кинофестиваля в Белграде
  • За фильм «Курьер»
      Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1988)
  • Специальная премия XV международного кинофестиваля в Москве
  • Приз жюри за лучший фильм для юношества на фестивале в Тбилиси (Грузия, 1987)
  • За фильм «Город Зеро»
      Главный приз «Золотой Хьюго» международного кинофестиваля в Чикаго (США, 1989)
  • Серебряный приз международного кинофестиваля в Вальядолиде (Испания, 1989)
  • Приз Европейской Ассоциации научной фантастики за лучший фильм (Сан-Марино, 1989)
  • За фильм «Цареубийца»
      Главный приз международного кинофестиваля в Белграде (Югославия, 1991)
  • За фильм «Американская дочь»
      Специальный приз на II международном кинофестивале в Шанхае (Китай, 1995)
  • За фильм «День полнолуния»
      премия «Ника» в номинации «Лучшая сценарная работа»
  • Специальный приз и приз ФИПРЕССИ на XXXIII международном кинофестивале в Карловых Варах (Чехия)
  • Главный приз, приз ФИПРЕССИ и приз зрителей на II международном кинофестивале в Паличе (Югославия)
  • Главный приз «Золотой Пегас» на IV кинофестивале Московского кино «Московский Пегас»
  • Второй приз на IX Открытом Российском кинофестивале в Сочи
  • Второй приз на XI Панораме Европейского кино в Афинах (Греция)
  • За фильм «Белый тигр»
      2012 — Специальный приз жюри Пхеньянского международного кинофестиваля, КНДР
  • 2012 — Художественная премия Capri, Hollywood Международного кинофестиваля Capri, Hollywood, Италия
  • 2013 — Фестиваль русского кино в Тунисе — приз за лучший игровой полнометражный фильм и приз за лучший сценарий[30]
  • 2013 — Специальный приз жюри Международного кинофестиваля Фантаспорто, Португалия
  • 2013 — Приз лучшему режиссёру в «Неделе режиссёров» Международного кинофестиваля Фантаспорто, Португалия
  • 2013 — Приз за лучший игровой полнометражный фильм на кинофестивале «Русская весна в Тунисе», Тунис
  • 2013 — Приз за «Лучший фильм на иностранном языке» на национальной кинопремии «Айак», Армения
  • 2013 — Приз в номинации «Лучший режиссёр» на Кинофестивале Fantaspoa, Бразилия
  • 2013 — Приз кинокритиков Италии на XI Международном кинофестивале «Леванте», г. Бари, Италия
  • премия имени В. С. Высоцкого «Своя колея»
  • За фильм «Анна Каренина», восьмисерийный художественный фильм
      2017 — Премия «Золотой орёл» Национальной Академии кинематографических искусств и наук России за лучший телефильм или мини-сериал (до 10 серий)
  • 2017 — Приз за Лучший сценарий в киносериале: Карен Шахназаров и Алексей Бузин за сценарий сериала «Анна Каренина. История Вронского» на фестивале «Семнадцать мгновений — Международный кинофестиваль имени Вячеслава Тихонова»
  • 2017 — Приз за лучший киносериал на фестивале «Семнадцать мгновений — Международный кинофестиваль имени Вячеслава Тихонова»
  • За фильм «Анна Каренина. История Вронского»
      2018 — Награда «Лучший художественный вклад» («Best Artistic Contribution») на Международном кинофестивале в Монреале
  • 2018 — Приз за лучший фильм («Golden Reel Award») на Международном кинофестивале в Тибуроне, Калифорния
  • 2018 — Приз за лучшую режиссуру (Best Director) Карену Шахназарову на Международном кинофестивале в Тибуроне, Калифорния
  • 2018 — Награда «За использование передовых технологий» от компании Dolby
  • Кинематограф

    Профессиональное знакомство с кинематографом для Ивана началось после первого курса – он работал реквизитором. «Я сначала не догадывался, как это непросто, − говорит Иван. − Всем кажется, что реквизитор подает какие-то мелочи в кадр, и на этом все, можно отдыхать. А на самом деле реквизитору нужно быть готовым к неожиданным пожеланиям творческой команды».

    Первые эпизодические роли актер получил в отцовских фильмах «Исчезнувшая империя» и «Любовь в СССР». Затем снялся в фэнтези Андрея Мигачева «Вечный холод», где сыграл хоккеиста.

    «Неуловимые»

    В приключенческой авантюрной комедии с элементами экшена «Неуловимые» режиссера Артема Аксененко артисту предложили главную роль – афериста Артема. Его партнерами по кадру были Александра Бортич, Илья Маланин, Анвар Халилулаев, Денис Шведов, Евгений Мундум, Джемал Тетруашвили.

    Параллельно велась работа над продолжением картины — «Последний герой» и «Неуловимые-2». Сниматься одновременно в двух фильмах было сложно, признается актер: «Мы должны были снимать сразу в один день несколько сцен из разных фильмов. И, соответственно, нам нужно было в одной сцене играть одно, в следующей сцене играть другое и так далее. Поэтому было сложно, но, мне кажется, это очень хороший опыт для актера и для человека, который работает в кино в принципе. Такая система производства – хорошая школа и хорошая закалка».

    О содержании фильма Иван рассказывает: «Эта история, что первые «Неуловимые», что вторые, – подтверждает какие-то хрестоматийные истины, которые понятны любому: типа любви, дружбы, доверия, справедливости и прочих. И это самое главное, чему может этот фильм научить молодое поколение, особенно учитывая, что все эти истории рассказаны современным и доступным для детей и подростков языком».

    В 2020 году Дмитрий Изместьев выпустил музыкальную мелодраму «Не свадебное путешествие» о своенравной дочери преуспевающего бизнесмена, которую в воспитательных целях отец решил выдать замуж за «первого встречного». Им-то и оказался музыкант Ваня, которого в фильме представил Шахназаров-младший.

    «Это современное прочтение «Укрощения строптивой» для молодого зрителя. Я играл рок-музыканта, не умея при этом ни петь, ни играть ни на одном инструменте», — признался актер.

    «Анна Каренина»

    Отличную школу Ивану удалось получить на съемках «Анны Карениной» Карена Шахназарова. Здесь артист снялся в эпизодической роли и помогал отцу, работая с актерами массовых сцен.

    Фильм был снят по одноименному роману Л.Н. Толстого, публицистической повести «На японской войне» и циклу «Рассказы о японской войне» В.В. Вересаева.

    В новой телевизионной постановке режиссер Карен Шахназаров представит зрителям свой новый взгляд на великий роман. Эта версия была удостоена премии «Золотой Орел» в номинации «Лучший телефильм или мини-сериал года».

    Сюжет: 1904 год. Русско-японская война. Маньчжурия. Вместе с армией отступает госпитальный обоз. Руководство госпиталем принимает на себя старший ординатор Сергей Каренин. Госпиталь располагается и обустраивается в полузаброшенной китайской деревне. Каренин оперирует раненого полковника. Услышав фамилию своего хирурга, полковник вздрагивает, она ему знакома. На операционном столе – Алексей Кириллович Вронский.

    Ночью Сергей приходит в палату к Вронскому, он просит рассказать ему, почему его мать, Анна Каренина, которую граф знал тридцать лет назад, бросилась под поезд. Вронский начинает повествование…

    В картине играли: Елизавета Боярская, Максим Матвеев, Виталий Кищенко, Кирилл Гребенщиков, Владимир Ильин, Татьяна Лютаева, Иван Колесников и другие известные актеры.

    «Решение о ликвидации»

    В остросюжетном фильме Александра Аравина «Решение о ликвидации» артист исполнил одну из главных ролей. Ансамбль ему составили: Игорь Петренко, Алексей Вертков, Алексей Шевченков.

    Боевик основан на реальных событиях. Особое задание спецгруппы ФСБ – ликвидация одержимого террориста Шамиля Базгаева. Охота продолжается уже долго, но жестокий лидер боевиков раз за разом ускользает.

    Однако когда Базгаеву удается заполучить мощное оружие для осуществления своего самого страшного теракта, у оперативников больше нет права на ошибку.

    Для этих спецов преодоление себя, смертельный риск и подвиг не что-то сверхъестественное, а каждодневный тяжелый труд. Но, кажется, даже для них эта операция – за пределами возможностей…

    Всего в фильмографии актера более пятнадцати разнохарактерных ролей.

    Иван Шахназаров: Фамилия мне только помогает

    иван шахназаров

    Наследник известной фамилии Иван Шахназаров (23), оказывается, не актер, хоть и исполнил одну из главных ролей в фильме «Неуловимые», а режиссер. Вот и сейчас на съемках «Анны Карениной» у отца, Карена Шахназарова (63), он работает в режиссерской группе, а уже этим летом будет снимать свое кино.

    Он утверждает, что стрижется в первой попавшейся парикмахерской, одевается в масс-маркете («Выбираю всегда то, что удобно»), по вечерам пятницы игнорирует клубы, а вместо этого осваивает барабан джембе («Могу часами по нему молотить») или отправляется в спортзал. И вроде ничего особенного, пока ты не узнаешь его фамилию. Шахназаров. Сын того самого режиссера Карена Шахназарова, генерального директора киноконцерна «Мосфильм». Ну нет, думаешь, не так живет золотая молодежь. Иван Шахназаров подтверждает: «Не так. Но я, во-первых, к ней не отношусь, а во-вторых, многое делаю не так, как все ожидают».

    По образованию Иван, как и отец, режиссер, и, несмотря на юный возраст, этим летом готовится снимать собственный полнометражный фильм по своему же сценарию. Правда, все пока знают его только как актера – по двум частям фильма «Неуловимые», где он играл одного из друзей − Робин Гудов нашего времени.

    «Я никогда не задавался целью сниматься в кино, − рассказывает Иван, − это вышло случайно. Моя хорошая подруга, с которой мы вместе учились во ВГИКе, работала над фильмом «Неуловимые» в качестве продюсера, она и позвала меня на пробы».

    иван шахназаров

    Пиджак и свитер, UK Style

    Анастасия Акопян, та самая подруга, подтверждает: «Никакой протекции у Вани не было. Мы искали красавчика 17−20 лет, а-ля Остап Бендер, этакий плут с мозгами. Отсмотрели 250 человек, а тот самый все не находился. Тогда я про Ваню и вспомнила. Мы познакомились, когда он, первокурсник режиссерского факультета, попросил меня, выпускницу продюсерского, помочь с учебным фильмом. И я спродюсировала пару его короткометражек, так что и о его работоспособности, и об ответственности знала не понаслышке. В общем, предложила его кандидатуру режиссеру – и все сложилось. Причем без всякого блата: Ваня прошел все этапы кастинга».

    Иван говорит, что прекрасно понимает: с его фамилией многие двери открываются легче, но и спрос больше. «Наверное, я легче, чем другие, поступил на режиссерский факультет, просто из-за фамилии, − рассказывает он, − но я действительно учился. Я снимал-снимал-снимал. Потому что это было не по настоянию родителей, не от нечего делать. Я вполне сознательно выбрал свою будущую профессию. Ну а рассуждать о том, что думают по этому поводу другие, в каком блате подозревают, в каком особом отношении, мне неинтересно. Я же ничего не могу изменить: фамилия останется со мной, как и мнения злопыхателей, так зачем тогда об этом переживать?»

    иван шахназаров

    Пальто и брюки, LeForm; обувь, H&M

    Он начал работать на площадке после первого курса – реквизитором. «Я сначала не догадывался, как это непросто, − говорит Иван, − всем кажется, что реквизитор подает какие-то мелочи в кадр – и на этом всё, можно отдыхать. А на самом деле реквизитору нужно быть готовым к неожиданным пожеланиям творческой команды. Найдите, например, где-нибудь в поле кружку не зеленую (которую привезли с собой), а красную (потому что красная вдруг кажется более подходящей). Помню, например, мы с постановщиками вместе делали электрический стул. В общем, это был хороший опыт. Мне кажется, будущий режиссер должен понимать, как работают все цеха. Потом я работал в картине отца «Белый тигр». Должность называется «ассистент второго режиссера». Я работал с актерами массовых сцен, придумывал, как они должны действовать по второму плану. Сам надевал военную форму, чтобы можно было незаметно во время съемки кого-нибудь поправить, сместить. Тем же самым занимался на съемках у Михалкова. И вот сейчас, на «Анне Карениной», которую снимает отец, работаю с актерами массовых сцен. Это отличная школа».

    иван шахназаров

    Рубашка и джинсовка, H&M

    Отца Иван считает главным примером для подражания. «Родители давно не живут вместе (мама Ивана − актриса Дарья Майорова (43). – Прим. ред.), и мои отношения с Кареном Георгиевичем, скорее, напоминают отношения учителя и ученика. Не могу представить, чтобы я пришел к нему обсуждать какие-нибудь бытовые проблемы. То есть я могу, конечно, и он точно поможет, но это как-то мелко, что ли. А вот сценарии я ему все показываю. К советам прислушиваюсь. Не всегда им следую, но прислушиваюсь», − улыбается Иван.

    На площадке он может назвать Карена Георгиевича папой, игнорируя все предрассудки («Не в рацию, конечно», − уточняет он), в остальном Иван всегда следует киноэтике. «Я ненавижу опаздывать и терпеть не могу, когда другие опаздывают, − объясняет он. − Смены бывают очень ранние. Так вот, я обычно так боюсь опоздать, что просыпаюсь до будильника. Поэтому и на своей площадке буду требовать дисциплины. Пожалуй, это единственное, в чем я буду непримирим. И уж точно никакого допинга на съемках».

    иван шахназаров

    Водолазка и пальто, UK Style; рубашка H&M

    Он улыбчив и мил, и я, конечно, не могу себе представить, чтобы Иван повысил на кого-то голос. Думаю, на его площадке – а съемки собственного полнометражного фильма Иван Шахназаров планирует начать уже этим летом – будет, прежде всего, весело. «Я сейчас улечу в Санкт-Петербург на съемки «Анны Карениной», − говорит Иван, − а после возвращения снова вернусь к делам. Каждый день приезжаю в офис, где мы со вторым режиссером разбираем сценарий, планируем работу. Впереди кастинги. Это будет фильм на основе моей дипломной работы. Там была короткометражка, а мы с автором сценария дописали ее до полного метра».

    Мы так увлекаемся обсуждением киноиндустрии, что я даже забываю спросить, как у Ивана обстоят дела на личном фронте. Во время визита на позапрошлый Каннский кинофестиваль, где он представил в программе короткометражного кино свой фильм «Рок», Иван заявил журналистам, что у поклонниц фильма «Неуловимые» шансов не будет – его сердце не свободно. А что же теперь? Этот вопрос я и отправляю ему по почте. Ответ приходит сразу, как я и думала, без подробностей: «А с личной жизнью у меня все хорошо, я, пожалуй, ограничусь этим ответом, если можно».

    Да, он слишком хорошо воспитан.

    Фото: Dmitry Rollins. Стиль: Дарина Ведменская. Ассистент стилиста: Оксана Шабанова. Прическа: Адель Рейле

    Режиссер и сценарист

    К девятнадцати годам Шахназаров-младший снял уже два фильма. «Это было в 2010 году – моя первая учебная работа, снятая во ВГИКе. Задание называлось «Без диалоговый десятиминутный фильм», и я тогда снял короткометражку «Без слов» — фильм о войне». Картина удалась, была отмечена рядом студенческих кинофестивалей. Второй работой начинающего режиссера стал фильм «Авторский метод».

    Премудрости режиссерской профессии Иван Шахназаров осваивал не только во ВГИКе и в мастерской отца. Ему посчастливилось учиться и у других мэтров современного отечественного кинематографа. Так, Иван был ассистентом у Никиты Михалкова на съемках фильма «Солнечны удар».

    Ему безумно понравилось сотрудничать с режиссером: «Никита Сергеевич — невероятно большой художник, и просто посмотреть, как он работает с актерами, да и вообще повертеться внутри этого механизма — это, конечно, колоссальный опыт. Я очень благодарен».

    «Рок»

    В 2014 году на Каннском кинофестивале молодой режиссер представил собственную работу — короткометражный фильм под названием «Рок», который был показан в рамках программы Short Film Corner. Лента стала его дипломной работой.

    Позже на основе маленького «Рока» в сотворчестве с Иваном Заваруевым Шахназаров написал полнометражный сценарий и снял фильм с таким же названием. По словам автора, лента «безусловно, напитана впечатлениями от разных дорог, которые мы с Ваней проехали за время студенчества». В результате получилась семейная трагикомедия о трех братьях и сестре. В 2020 году проект был завершен.

    О работе над картиной Иван рассказывает: «Эта идея как-то сразу родилась после того, как мы сняли короткометражку. Это не совсем реинкарнация, скорее, развитие той же темы, где история, рассказанная в короткометражке, стала одной из сцен полного метра. Нам понравились персонажи, эстетика и захотелось пофантазировать на тему того, что могло произойти с этими персонажами дальше и что предшествовало событиям. Так и родился этот сценарий, практически сразу».

    Одновременно с «Роком» режиссер в дуэте с Дмитрием Суворовым снимал интригующий сериал «Хроники ломбарда», в котором главную роль сыграли вещи, затягивающие главных героев в самые немыслимые передряги.

    Награды[ | ]

    Награждение орденом Александра Невского, 27 ноября 2020 года

    • Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2 августа 1997 года) — за заслуги в области искусства
      [20]
    • Народный артист Российской Федерации (29 июля 2002 года) — за большие заслуги в области киноискусства
      [21]
    • Государственная премия Российской Федерации в области киноискусства 2002 года (5 июня 2003 года) — за художественный фильм «Звезда»
      [22]
    • Орден Почёта (4 октября 2008 года) — за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
      [23]
    • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (12 июля 2012 года) — за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и многолетнюю творческую деятельность
      [24]
    • Орден Почёта (21 января 2013 года, Армения) — за вклад в укрепление армяно-российских культурных связей, многолетнюю и плодотворную деятельность в сфере киноискусства
      [25][26]
    • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2012 года (7 июня 2013 года) — за вклад в развитие российского кинематографа, возрождение и развитие киностудии «Мосфильм»
      [27]
    • Орден Александра Невского (24 января 2020 года) — за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
      [28]
    • Орден Искусств и литературы (27 июня 2020 года, Франция)[29]
    • 2008 — премия «Золотой орёл» — за лучшую режиссёрскую работу над фильмом «Исчезнувшая империя»
    • 2009 — премия «Золотой орёл» — за лучшую режиссёрскую работу над фильмом «Палата № 6»
    • 2012 — премия «Золотой орёл» — за лучший игровой фильм «Белый тигр»
    • 2017 — премия «Золотой орёл» — за лучший телефильм или мини-сериал (до 10 серий) «Анна Каренина»
    • Лауреат национальной премии бизнес-репутации «Дарин» Российской Академии бизнеса и предпринимательства в 2005 г.
    • За фильм «Мы из джаза» премия Ленинского комсомола (1986) (также и за фильм «Зимний вечер в Гаграх»)
    • Специальный приз жюри в Гренобле (Франция, 1984)
    • Серебряная медаль международного кинофестиваля в Лодзи (Польша, 1984)
    • Диплом международного кинофестиваля в Лондоне
    • Диплом международного кинофестиваля в Чикаго
    • Диплом международного кинофестиваля в Белграде
  • За фильм «Курьер»
      Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1988)
  • Специальная премия XV международного кинофестиваля в Москве
  • Приз жюри за лучший фильм для юношества на фестивале в Тбилиси (Грузия, 1987)
  • За фильм «Город Зеро»
      Главный приз «Золотой Хьюго» международного кинофестиваля в Чикаго (США, 1989)
  • Серебряный приз международного кинофестиваля в Вальядолиде (Испания, 1989)
  • Приз Европейской Ассоциации научной фантастики за лучший фильм (Сан-Марино, 1989)
  • За фильм «Цареубийца»
      Главный приз международного кинофестиваля в Белграде (Югославия, 1991)
  • За фильм «Американская дочь»
      Специальный приз на II международном кинофестивале в Шанхае (Китай, 1995)
  • За фильм «День полнолуния»
      премия «Ника» в номинации «Лучшая сценарная работа»
  • Специальный приз и приз ФИПРЕССИ на XXXIII международном кинофестивале в Карловых Варах (Чехия)
  • Главный приз, приз ФИПРЕССИ и приз зрителей на II международном кинофестивале в Паличе (Югославия)
  • Главный приз «Золотой Пегас» на IV кинофестивале Московского кино «Московский Пегас»
  • Второй приз на IX Открытом Российском кинофестивале в Сочи
  • Второй приз на XI Панораме Европейского кино в Афинах (Греция)
  • За фильм «Белый тигр»
      2012 — Специальный приз жюри Пхеньянского международного кинофестиваля, КНДР
  • 2012 — Художественная премия Capri, Hollywood Международного кинофестиваля Capri, Hollywood, Италия
  • 2013 — Фестиваль русского кино в Тунисе — приз за лучший игровой полнометражный фильм и приз за лучший сценарий[30]
  • 2013 — Специальный приз жюри Международного кинофестиваля Фантаспорто, Португалия
  • 2013 — Приз лучшему режиссёру в «Неделе режиссёров» Международного кинофестиваля Фантаспорто, Португалия
  • 2013 — Приз за лучший игровой полнометражный фильм на кинофестивале «Русская весна в Тунисе», Тунис
  • 2013 — Приз за «Лучший фильм на иностранном языке» на национальной кинопремии «Айак», Армения
  • 2013 — Приз в номинации «Лучший режиссёр» на Кинофестивале Fantaspoa, Бразилия
  • 2013 — Приз кинокритиков Италии на XI Международном кинофестивале «Леванте», г. Бари, Италия
  • премия имени В. С. Высоцкого «Своя колея»
  • За фильм «Анна Каренина», восьмисерийный художественный фильм
      2017 — Премия «Золотой орёл» Национальной Академии кинематографических искусств и наук России за лучший телефильм или мини-сериал (до 10 серий)
  • 2017 — Приз за Лучший сценарий в киносериале: Карен Шахназаров и Алексей Бузин за сценарий сериала «Анна Каренина. История Вронского» на фестивале «Семнадцать мгновений — Международный кинофестиваль имени Вячеслава Тихонова»
  • 2017 — Приз за лучший киносериал на фестивале «Семнадцать мгновений — Международный кинофестиваль имени Вячеслава Тихонова»
  • За фильм «Анна Каренина. История Вронского»
      2018 — Награда «Лучший художественный вклад» («Best Artistic Contribution») на Международном кинофестивале в Монреале
  • 2018 — Приз за лучший фильм («Golden Reel Award») на Международном кинофестивале в Тибуроне, Калифорния
  • 2018 — Приз за лучшую режиссуру (Best Director) Карену Шахназарову на Международном кинофестивале в Тибуроне, Калифорния
  • 2018 — Награда «За использование передовых технологий» от компании Dolby
  • Интервью

    О своей знаменитой фамилии

    «Многие говорят, что это груз и большая ответственность, но, что тут лукавить, это большой бонус. Я могу пользоваться небольшими техническими привилегиями. С другой стороны, есть риск подвести и не оправдать надежды, а он гораздо более велик, чем у всех остальных. Важно, наверное, просто верить в себя, и тогда все получится».

    «Мне бы было очень приятно, и я бы считал это большой честью, если бы мои работы сравнивали с работами отца. Я бы не очень хотел быть похожим на него, в хорошем смысле. Мне кажется, что у нас с отцом взгляды на кино все-таки чуть-чуть разные».

    О семейной преемственности

    «Отец никогда не давил на нас с братом. В свое время я думал поступать на юридический в МГУ, но в итоге, как и отец, поступил на режиссерский факультет во ВГИК и закончил его. А младший брат, Василий, сейчас учится там же, только на продюсерском. Он хваткий и пронырливый, у Васи очень хорошо работает мозг и определенно есть организаторские способности».

    «Папа достаточно снисходительно оценивает мои актерские работы, ему скорее важно, чтобы я просто был занят делом. Он всегда говорит, что надо много работать и не ждать, что все упадет с неба, и я с этим согласен. А вот к моей режиссуре папа внимателен, но пока оценивает все достаточно скупо, не захваливает. Зато я всегда могу обратиться к нему за советом, что очень ценно для меня».

    «Самый главный совет от папы — быть уверенным в себе, но при этом не быть самонадеянным. Это разные вещи, тут надо уметь балансировать».

    О кино

    «Отечественное кино нужно поддерживать, на него нужно ходить. Если мы хотим, чтобы наше кино развивалось — его обязательно нужно смотреть».

    «Любое кино, в том числе и короткометражное, может быть зрительским. Но я привык не разделять кино на зрительское и авторское, есть хорошее и плохое кино. Хорошее кино — если оно сделано хорошо, и зритель на него все равно пойдет».

    «В кино — как и везде: главный бич современного поколения – высокомотивированные низкоквалифицированные сотрудники. Все хотят работать, ставят перед собой цели, но как это делать, никто не знает и учиться не хочет. И в результате у нас то кино, которое есть. По-хорошему, обучить режиссуре и актерскому мастерству нельзя. Я не очень понимал, когда раньше мне это говорили учителя. Сейчас уже потихоньку начинаю».

    «Хочется, чтобы мое отношение к кино как можно дольше оставалось таким же по-детски восторженным, какое оно есть сейчас».

    Об актерской профессии

    «Актерского образования у меня нет, поэтому я все делаю интуитивно. Но техника в этом деле очень важна — не просто так люди учатся четыре года. У меня был курс актерского мастерства во ВГИКе, но этого недостаточно, поэтому стараюсь перенимать опыт партнеров по площадке».

    «Лично для меня эта профессия слишком зависима: блондин или брюнет, худой или толстый — огромное множество ограничительных факторов. Мне с этим мириться сложно, поэтому я и пошел на режиссерское, хотя рад, что теперь еще и сам иногда снимаюсь».

    «Моя условная актерская карьера началась с фильма «Неуловимые», где я сыграл мажора и бабника. С тех пор мне в основном предлагают аналогичных персонажей, от которых я стараюсь отказываться. Если уж заниматься актерской профессией, то нужно куда-то расти, выбирать роли на сопротивление. У меня нет желания становиться народным артистом, да и основное для меня все-таки — режиссура, поэтому снимаюсь я только если проект мне по-настоящему интересен».

    «Актерский опыт оказался полезным. Когда ты примеряешь на себя разные амплуа, ты понимаешь, как актер чувствует себя в этой шкуре, ты можешь ему помочь. Актером я считаю себя довольно средним, но я очень рад, что такой опыт случился в моей жизни, и, если это произойдет еще раз, буду счастлив».

    О профессии режиссера

    «На площадке цель всегда есть, причем очень точная. Нужно показать, что ты знаешь, чего хочешь. Как режиссеру мне постоянно приходилось работать с людьми вдвое-втрое старше меня. Поначалу страшно, а потом понимаешь, что они зависимы от тебя больше, чем ты от них».

    «В работе с темпераментными артистами как раз и проявляется режиссерский талант. Нужно так поставить задачу, чтобы проблем на площадке не возникало».

    «В работе я по максимуму открыт для нового опыта: если что-то предлагается, то стараюсь браться, ехать, делать, смотреть, — по сути, просто жить и наблюдать за этим со стороны».

    По материалам телеканала «Россия», Википедии и сайтов: kinopoisk.ru, kino-teatr.ru, life.ru, filmpro.ru, moviestart.ru, ria.ru.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    СelebrityNews