Евгений Леонов-Гладышев – биография, фото, личная жизнь, новости, фильмография 2020

В Википедии есть статьи о других людях с фамилиями Леонов, Леонов, Евгений и Гладышев.

Евгений Леонов-Гладышев
Евгений Борисович Леонов-Гладышев
Имя при рожденииЕвгений Борисович Леонов
Дата рождения24 января 1952(1952-01-24) (68 лет)
Место рождения
  • Вильнюс, Литовская ССР, СССР
Гражданство
  • СССР
  • Россия
Профессия актёр, кинорежиссёр
Карьера1972 — настоящее время
Направлениетеатр, кино
Награды
IMDbID 0503097

Евге́ний Бори́сович Лео́нов-Гла́дышев

(род. 24 января 1952, Вильнюс) — советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр. Заслуженный артист Российской Федерации (1993)[1]. Народный артист Российской Федерации (2007)[2].

Родители

Конечно, в биографии Евгения Леонова-Гладышева родители сыграли одну из важнейших ролей, несмотря на то, что с кинематографом и в целом с творчеством они никак не связаны.

Отец Евгения занимался довольно серьезным и важным делом: работал в «почтовом ящике», они там МиГи делали, электронику. Когда их рассекретили, Евгений приезжал к ним с концертом. По словам самого артиста, отец был настольно счастлив, что каждому встречному повторял: «Это же мой сын!».

В военное время он служил летчиком, бомбил Берлин. После победы отправился в Гатчину, где познакомился с матерью Евгения — девушка работала официанткой в столовой. Так и началась большая любовь.

Влюбленные поженились, переехали в Литву, где родились Евгений и его брат Андрей. Через время родители разошлись, и отец артиста женился на стюардессе, с которой познакомился в самолете. Долгие годы жил в соседней комнате в их же коммуналке — через стенку. Алименты платил, причем довольно неплохие по тем временам — пятьдесят шесть рублей. Однако их совместную жизнь Евгений называет каторгой. Говорит, что до сих пор перед глазами картина, как мама подслушивает, о чем его отец с новой женой говорят, а сама рукой машет: «Мол, тише ты!».

Актер Евгений Леонов-Гладышев: биография

Евгений Борисович Леонов-Гладышев — советский и российский актер театра и кино, кинорежиссер. Заслуженный артист РФ, а также народный артист РФ. Так какая же биография у актера Евгения Леонова-Гладышева?

Евгений родился 24 января 1952 года в городе Вильнюсе (Литва). Однако, несмотря на это, родным городом для артиста стал Санкт-Петербург, куда Евгений уехал для поступления в Институт театра, музыки и кинематографии. Здесь будущий заслуженный артист Российской Федерации учился у таких известных преподавателей, как Василий Меркурьев и Ирина Мейерхольд. Также именно в Питере (на тот момент еще Ленинграде) Евгений нашел первую работу на небезызвестной киностудии «Ленфильм».

Интересный факт из биографии актера Евгения Леонова-Гладышева: настоящая фамилия артиста, доставшаяся ему от отца — Леонов. Уже снявшись в нескольких картинах, Евгений решил присоединить также девичью фамилию матери. Артист сделал это для того, чтобы отличаться от своего тезки — Евгения Леонова — еще одного знаменитого актера, звезды таких картин, как «Полосатый рейс» и «Джентльмены удачи». Одинаковая фамилия создавала путаницу, а начинающего актера вечно принимали то за сына, то за брата своего известного коллеги.

Идею двойной фамилии Евгению подсказал не кто иной, как Андрей Кончаловский. После роли в «Сибириаде», Кончаловский предложил актеру взять псевдоним, однако тот отказался — это была уже четырнадцатая картина в его карьере, и Евгений к тому моменту даже обзавелся поклонниками. Тогда режиссер выдвинул еще одно предложение — взять двойную фамилию, а затем постепенно вернуть одинарную, но уже не Леонов, а Гладышев. Двойную фамилию Евгений взял, но вот вторая часть замысла так и не воплотилась — актер на всю жизнь остался Леоновым-Гладышевым.

Помимо актерской деятельности, Евгений занимается также дублированием и довольно активен в общественной деятельности. С 1999 года возглавляет Гильдию киноактеров Северной столицы в роли президента.

Возвращение в кинематограф

В 1994 году Евгений Леонов-Гладышев прервал свою карьеру в кино и переключился на администрирование. Возвращение в кинематограф состоялось лишь спустя шесть лет.

Начало «сериальной» деятельности Евгения Леонова-Гладышева положила «Убойная сила», где ему довелось сыграть майора Шишкина. Однако к этой своей работе актер относится скептически, считая, что проект весьма непрофессионален, и уже через несколько лет зрители его забудут.

В том же 2000 году Евгений Борисович вернулся к режиссерской деятельности. Съемки сериала «Дом Надежды», рассказывающем о деятельности брачного агентства, он начал вместе с Виктором Титовым. Но затем, в связи со смертью Титова, он заканчивал работу над фильмом уже один.

Каждая из серий снималась в разных жанрах: комедия, лирическая комедия, мелодрама, авантюрный детектив… Но все их объединяло одно – в сериале не было ни стрельбы, ни насилия, ни крови, ни мордобоя. Евгений Леонов-Гладышев справедливо полагает, что люди уже устали от боевиков.

В 2004 году Евгений снялся в роли начальника службы безопасности в сериале «Потерявшие солнце». А в 2006 году появился в главной роли в сериале «Атаман». По поводу последней работы актера мнения зрителей разошлись. Кому-то сериал понравился, а кто-то посчитал «Атаман» неудачной попыткой со здания новопатриотического боевика.

Помимо работы в кинематографе, Евгений Борисович занимается и общественной деятельность. Он — президент Гильдии актеров кино г.Санкт-Петербурга.

Семидесятые годы

После успешного дебюта Евгений снялся в военном фильме «Фронт без флангов» и острой социальной драме под названием «Докер» Юрия Рогова. Ошеломительный успех возымел сериал «Волны Черного моря» Артура Войтецкого, Олега Гойды и Вячеслава Криштофовича, в котором Евгений сыграл Петю Бачея. В нем актер впервые снимался под новым псевдонимом — Евгений Леонов-Гладышев.

Другими выдающимися картинами на начальных этапах его карьеры считаются «Рожденная революцией», «Ненависть», а также «Взрослый сын» под режиссурой Александра Панкратова-Черного.

Что случилось с актёром Евгением Леоновым-Гладышевым летом 2020 года

Летом 2020 года актёр театра и кино Евгений Леонов-Гладышев был найден на лестничной площадке одного из санкт-петербургских магазинов. Его обнаружили после того, как выяснилось, что артист ушёл работать на съёмочную площадку, однако так и не появился там. Леонов-Гладышев был найден с травмой головы, а также с переломанными рёбрами.

Долгое время предполагалось, что какой-то недоброжелатель напал на Евгения. Через некоторое время его коллега Сергей Кошонин сообщил широкой общественности о том, что актёр на самом деле по пути на работу зашёл в продуктовый, но внезапно ему стало не по себе, после чего последовало падение и удар головой.

Когда Леонов-Гладышев был госпитализирован в одну из петербургских клиник, медики диагностировали кровоизлияние в мозг. Ему предстояло пережить две операции, после чего начался продолжительный курс реабилитации. Усилия врачей положительно повлияли на состояние здоровья и самочувствие актёра.

Некоторое время ходили ложные слухи о том, что он впал в кому. Однако данная новость была быстро опровергнута женой артиста, которая заявила, что распространяемая информация оскорбительна.

В 2020 году его ожидает второй реабилитационный курс. По словам жены Леонова-Гладышева, всё идёт хорошо, Евгений делает ежедневную зарядку, которая теперь является обязательной, так как влияет на восстановление организма. Предполагается, что Леонов-Гладышев сможет вернуться в актёрскую профессию.

Визитная карточка артиста

Нередко бывает такое, что актер играет во множестве фильмов и предстает в образе самых различных и не похожих друг на друга персонажей, а визитной карточкой становится один-единственный короткий эпизод. Такая ситуация произошла и в биографии артиста Евгения Леонова-Гладышева, когда его персонаж Васи Векшина, которого убили бандиты на скамейке, стал более популярен, чем сам актер.

Что интересно: изначально Евгения приглашали на главную роль, но художественный совет не утвердил его кандидатуру. Тогда режиссер Станислав Говорухин предложил актеру небольшую эпизодическую роль Васи Векшина.

По словам самого актера, для него эпизодические роли никогда не были чем-то незначимым или унизительным:

Эпизод — это малая форма существования персонажа в картине, и эпизод всегда требует от актера большой творческой мобилизации… Поэтому эпизод надо играть очень сочно, ярко, крупными мазками, если можно так выразиться.

В создании образа Евгению помогал Владимир Семенович Высоцкий, благодаря которому даже эта небольшая эпизодическая роль стала настолько запоминающейся и эффектной.

Актер принимал участие только в первой серии, и уже спустя буквально десять минут после знакомства с его персонажем был убит. Но именно эта гибель молодого парня запомнилась зрителям как самый драматичный момент во всем сериале.

Восьмидесятые-девяностые годы

В последующие годы актера приглашали на съемки с завидной регулярностью. Как у любого артиста, у Евгения были как удачные роли, так и проходные. Пожалуй, из успешных картин стоить отметить такие, как «Падение Кондора», «Сеанс одновременной игры», «Молодые люди», «Огни», «Алмазы шаха» и комедия «Не хочу жениться!».

Чаще всего актера звали сниматься в военных картинах — по мнению режиссеров, Евгений очень подходил под образы различных лейтенантов, капитанов, майоров и комиссаров. Из военных фильмов наиболее запоминающимися стали «На перевале не стрелять!» и «Наградить (посмертно)».

Фильмография

Актер

1966 — Республика ШКИД 1972 — Включите северное сияние – Серёжа Коновалов 1973 — Докер – Гриша Петушков “Докер” — главная роль 1973 — Возвращенный год (короткометражный) – Валентин Молодцов 1973 — В то далёкое лето — эпизод, в титрах Б. Леонов. 1973 — Рождённая революцией («Комиссар милиции рассказывает») — Смирнов, лейтенант 1974 — Фронт без флангов — Семён Бондаренко 1975 — Одиннадцать надежд — Константин Косичкин, защитник 1975 — Я — Водолаз 2 — Сергей Никитенко 1975 — Память – приятель Олега Болдина 1976 — Волны Чёрного моря — Петя Бачей (в юности) 1977 — Враги – эпизод 1977 — Фронт за линией фронта — Семён Бондаренко 1977 — Ненависть — Митя Булыга — главная роль 1977 — Медовая неделя в октябре (короткометражный) – Глеб, муж Наташи — главная роль 1978 — Артём — Николай Александрович Руднев 1978 — Сибириада — Алексей Устюжанин в 40-е годы — главная роль 1978 — Трасса – Миша водитель 1978 — Маршал революции – Абдухай 1979 — Забудьте слово «смерть» — Дмитрий Полищук — главная роль 1979 — Взрослый сын – Андрей Шульгин — главная роль 1979 — Место встречи изменить нельзя — Василий Векшин, оперативник из Ярославля, убитый заточкой 1980 — Санта Эсперанса — Мигель Анхель 1980 — Корпус генерала Шубникова — Николай Мальцев, старший лейтенант 1980 — Алые погоны — Александр Иванович Санчилов, лейтенант 1981 — Фронт в тылу врага — Семён Бондаренко 1982 — Падение Кондора — Мануэль, охранник военного диктатора 1982 — Сеанс одновременной игры 1982 — Инспектор Лосев — Андрей, одесский оперативник 1983 — Молодые люди – Василий Самохин — главная роль 1983 — Люди и дельфины — Виктор Полесов, новый сотрудник лаборатории, студент-заочник 1983 — На перевале не стрелять! — Умаров — главная роль, предатель Мирзо 1984 — Огни – Ананьев Николай Анастасьевич — главная роль 1984 — Рябиновые ночи — Санёк — главная роль 1984 — Челюскинцы — Борис Могилевич, завхоз научной экспедиции 1984 — Первая конная — Иван Тюленев 1985 — Салон красоты — ведущий мастер столичной парикмахерской № 84 1985 — Секунда на подвиг – Сергей (нет в титрах) 1986 — Наградить (посмертно) — Андрей Калашников, друг детства Юрия Соснина 1986 — Государственная граница. Фильм 5-й: Год сорок первый — Виктор Белов, младший политрук погранзаставы 1986 — Личный интерес – Юра муж Лены (нет в титрах) 1987 — Причалы – Гриша Зароков 1987 — И завтра жить – Григорий 1990 — Фуфель — Виктор Лагин 1991 — Брюнетка за 30 копеек — референт 1991 — Моя соседка 1991 — Семьянин — Степан, дальнобойщик, напарник Василия Колыванова 1992 — …22 июня, ровно в 4 часа 1992 — Алмазы шаха («Роковые бриллианты») — Михаил 1992 — Высшая мера 1993 — Не хочу жениться! — Александр (Шурик) Ильич Цветов, пластический хирург и главный врач клиники пластической хирургии «Пигмалион» 1994 — Рождённые свыше 1994 — Трень-брень 2000 — 2005 — Убойная сила — Анатолий Павлович Шишкин, майор, начальник отдела по раскрытию убийств (далее — подполковник, начальник РУВД) 2003 — Игра без правил 2004 — Потерявшие солнце — начальник службы безопасности 2005 — Документальный фильм «Привет» из цикла «Поэт и время» — давний знакомый поэтессы 2005 — Гибель империи — Шиленко, эсер 2005 — Мастер и Маргарита — начальник филиала зрелищной комиссии в Ваганьковском переулке 2006 — Атаман — Юрий Воронин 2006 — Клиника — Василий Петров, криминальный авторитет по прозвищу «Боцман» 2006 — Терминал — Сергей Николаевич Чванов, главный бухгалтер 2007 — Белая стрела — Виктор Фоменко 2007 — Вызов-3 — «Нумизмат», криминальный авторитет 2008 — Батюшка — Фёдор Удалов, участковый 2008 — Рыжая — Артём Тарасов 2008 — Любовь под грифом «Совершенно секретно» — прокурор 2009 — Любовь под грифом «Совершенно секретно» — 2 — прокурор 2009 — Вердикт — Виктор Викторович, судья 2009 — Жить сначала 2009 — Когда растаял снег — Аркадий Самойлович Китаев, преподаватель университета 2010 — Слово женщине 2010 — Семейный дом — Сан Саныч, врач 2011 — Маяковский. Два дня — председатель РАПП 2013 — Топтуны — Михаил Андреевич, полковник 2013 — Гость — Константин Иванович Яковенко, настоящий отец Веры 2013 — Легенда для оперши — Борис Борисович Платонов, тренер автогонщиков 2013 – Особенности национальной маршрутки 2014 — Дознаватель 2 — Егор Петрович Хоменко (9-я серия) 2020 — Ленинград 46 — Игнат Павлович Мордвинов, брат Антонины Кулаковой 2015 — Экспириенс — Фёдор Иванович Щукин, научный руководитель 2017 — Крылья империи

Личная жизнь

О такой важной части биографии Евгения Леонова-Гладышева, как личная жизнь, известно не так много.

Первой супругой актера стала Людмила Фирсова, его коллега, снимавшаяся с ним в некоторых кинофильмах. Наиболее узнаваема по роли в военном фильме «Забудьте слово «смерть»». Евгений и Людмила были в браке ни много ни мало двадцать пять лет. У них родился сын, с которым Евгений и по сей день поддерживает связь и продолжает близкое общение.

После развода с Людмилой Петровной актер нашел новую любовь — Татьяну. Со своей будущей женой Евгений познакомился на деловой встрече в офисе крупного бизнесмена — она работала в той фирме главным бухгалтером. С того момента они не расстаются. Татьяна никак не связана с актерской профессией, однако Евгений буквально боготворит свою вторую супругу и считает, что ему с ней безумно повезло. Общих детей у пары нет, но у них часто гостит Татьянина дочь от первого брака. Падчерица Евгения также связала свою жизнь с творческой деятельностью — девушка профессионально занимается балетом. Евгений рассказывает о своей жизни:

У меня замечательная супруга, я наконец обрел спокойный очаг. Общаюсь со своим сыном от первого брака, у нас прекрасные отношения, он понимает, что жизнь многогранна и так уж получилось… От второго брака я воспитываю взрослую дочь, падчерицу, как говорят на Руси, она — профессиональная балерина, сейчас на гастролях в Австралии. С возрастом начинаешь понимать, что при сумасшедшей жизни в кадре или на сцене хочется все-таки иметь очень крепкие тылы. Я их приобрел в лице своей Татьяны…

Режиссерские работы

Впервые в роли режиссера Евгений Леонов-Гладышев выступил в 1992 году. Тогда в соавторстве с Виктором Трахтенбергом он снял социальную драму под названием «Высшая мера». Картина была основана на повести небезызвестного автора Евгения Козловского «Бокс», и Евгений сыграл в ней одну из ролей.

Фильм затронул такую серьезную и неоднозначную тему, как мучительные мысли и состояние человека, которого приговорили к суровой смертной казни. Картина получила приз за лучший режиссерский дебют на кинофестивале экранизации «Литература и кино», но широкой известности Евгению среди его поклонников так и не принесла.

Несколько позднее он также снял кинокартину в другой разновидности этого жанра — мелодраму под названием «Дом Надежды», в съемках которой приняли участие такие актеры, как Анна Самохина и Дмитрий Нагиев. Затем, после встречи с известным конструктором стрелкового оружия Михаилом Калашниковым Евгений Леонов-Гладышев выпустил биографический фильм о его жизни.

Также Евгений режиссировал четыре серии двенадцатого сезона известного криминального детектива «Улица разбитых фонарей».

Daily Talking

Евгений Леонов-Гладышев / Город 812, 2012-04-07, Андрей Морозов Театр и кино / опубликовано 07.04.2017

Евгений Леонов-Гладышев

— У меня был довольно успешный дебют – на четвертом курсе снялся в фильме Юлия Рогова на «Ленфильме», и когда заканчивал институт, было много предложений, весь стол был завален сценариями. Причем, настоящими. Сейчас так писать не умеют, везде только диалог: он-она, он спрашивает, она отвечает. Никакого авторства.

Наверное, то, что я не пошел в театр – моя стратегическая ошибка. Меня Копелян буквально за руку тащил на просмотр в БДТ.

— И вы не пошли?

— Нет, но потом меня пригласил Садчиков в Александринку. Он пригласил также Людмилу Чурсину и Александра Демьяненко. Чурсина осталась, а Демьяненко сразу отказался. Я репетировал с Гавриловым, говорят неплохо, но вдруг в меня закралось сомнение. Я понял, что этот театр вообще не мой. В нем работают фактурные, крупные актеры, а я со сцены смотрелся блохой. Вежливо откланялся и ушел.

Все последующие годы работал в кино, сам снимал, как режиссер, для телевидения. Несколько лет назад вернулся в драматический театр, потому что глубоко убежден, что только в профессиональном драматическом репертуарном театре, подчеркиваю – репертуарном, где есть творческая дисциплина, можно сохранить художественные ценности драматического искусства.

Антреприза – чемоданный спектакль, все декорации и костюмы умещаются в одном чемодане. Люди собираются, за месяц делают спектакль тяп-ляп, и ездят по городам, зарабатывают деньги. Это их право. Иногда даже очень хороший актер беспомощен в антрепризном спектакле. Я не понимаю, как «Дети солнца» можно забабахать за три недели. Мы репетировали этот спектакль пять месяцев.

— Правда, что Говорухин планировал снимать вас в роли Шарапова в фильме «Место встречи изменить нельзя»?

— Это вечная путаница. Я не планировался, а пробовался. На эту роль пробовались и Абдулов, и Никоненко. Говорухин искал Высоцкому возрастную пару. Потом вышел на Конкина.

— В одном интервью вы говорили, что у вас было другое решение этой роли.

— Я предлагал его. Если внимательно перечитать «Эру милосердия» братьев Вайнеров, то Шарапов пришел в МУР из военной разведки. Он был тертый калач, а у тут получился тюха-тюхой. Аркадий Вайнер сам говорил мне, что был недоволен этим.

— Но в фильме есть упоминание про разведку.

— Сказано, но сказать можно все, что угодно, даже, что он Гамлет. Ему повесили иконостас на праздник, видно, что ордена серьезные. Но ведь надо же быть еще ярким антиподом жигловской философии: «Вор должен сидеть в тюрьме». А как он его посадит – подкинет заточку в карман или кошелек – не важно.

История называется «Эра милосердия». О том, что надо милосердно относиться даже к преступнику после такой страшной войны. Конкин пытался это играть, но ему чего-то не хватило. Чем сильнее был бы Шарапов, тем сильнее было бы противоборство философии Жиглова и Шарапова. Это было бы интереснее. Но Высоцкий задавил его своей личностью, своей трактовкой роли. Просто задавил! Конкину надо было искать краски, палитру значимого человека, а он начал сходить на лиризм. Хотя в целом он там на месте.

Естественно, другой актер сыграл бы по-другому, потому что актер тоже является режиссером своей роли.

— У вас с Конкиным не только трактовки разные, но и похожая судьба: взлеты и — неизвестность.

— Не знаю, какие причины для неизвестности были у Конкина. У меня простые. В 1992 году я снял неплохой фильм «Высшая мера». Его никто не видел, не потому что его положили на полку. Убили продюсера Сергея Михова. Фильм так и лежит в Белых столбах, его показывали на фестивалях, Алексей Серебряков получил главный приз за лучшую мужскую роль, а я за режиссуру.

Кино в то время рухнуло. Надо было жить, зарабатывать. Мы сделали несколько концертных бригад и ездили по Ленинградской области с концертами.

Когда кинопроизводство начало возрождаться, я снял сериал «Дом надежды». Приехал Аркадий Инин, он был автором сценария. Посмотрел. «Женя, мне нравится», — сказал он. Но снять удалось всего четыре серии из двенадцати, потому что было возбуждено дело против директрисы. Как только она получила 70 тысяч долларов на съемки, пропала на следующий день. Найти ее помог бывший полковник КГБ. Был суд, она получила шесть лет, условно, правда, но денег так и не нашли. Я до сих пор уверен, что на них она купила квартиру через подставное лицо.

Продюсер был серьезный, занимался строительным бизнесом. Он сказал: «Извини, Женя, я не ожидал, что у вас в кино так воруют». «Я не могу отвечать за всех, я занимался творчеством». Так я потерял этот проект, хотя и продал снятые четыре серии на Рен-ТВ, вернул все деньги к удовольствию продюсера. Инин написал сценарий еще нескольких серий, но мне уже было не этого.

— Ваша фильмография насчитывает более пятидесяти фильмов..

— Я не считал.

— За это время вы снимались с разными актерами. С кем-то получилось подружиться?

— Во-первых, это Владимир Ивашов. У нас разница была в возрасте пятнадцать лет, но мы с ним крепко подружились на съемках «Морских пограничников». Месяца полтора шли съемки на Дальнем Востоке, а потом у меня случился человеческий конфликт с режиссером, и он меня снял. Написал телегу в студию: «Снимаю Гладышева с роли за счет постановочных. Сниму другого актера». Это был конфликт из-за женщины – не моей и не его.

О том, что меня сняли с роли, я узнал в аэропорту, когда вместе с Ивашовым должны были лететь на Дальний Восток. Подошла администратор и сказала: «Евгений Борисович, верните билет, вы сняты с роли». Для меня это было шоком. «А какие причины?» — спросил Ивашов. «Режиссер ошибся в нем психофизически. Евгений «не ложится» на роль». «Что за ерунда? – удивился Ивашов. – Я видел отснятый материал. Он отлично играет. И если так, то я тоже никуда не лечу». Света Светличная отвозит нас домой, а на следующий день я вернулся в Ленинград. Так мы стали с ним дружить.

Потом он несколько раз приезжал, когда я сделал фестиваль «Солдаты армии искусств» в 1995 году. Он продолжался несколько месяцев, на нем побывали все самые известные артисты. Буквально перед закрытием позвонил Володя: «Женька, я не смогу приехать – руку сломал». «Как сломал?». «На стройке». «Какая стройка? У тебя все уже построено». «Ты не понял. Я на стройке работаю». На фестивале он выступал с гитарой – читал стихи, пел. «Приезжай все равно. Почитаешь стихи, получишь гонорар». Он приехал, и читал Блока. Фестиваль был ко Дню Победы, а он читал Блока. Непонятная история.

— Писали, что Ивашов погиб на стройке…

— Нет, у него было очередное прободение язвы, и когда привезли в больницу на операцию, выяснилось, что нет консервированной крови. Он несколько часов просто лежал на столе. Евгений Жариков позвонил какому-то генералу, всех подняли по тревоге, кровь привезли, но Володя не вышел после наркоза.

Еще могу назвать Александра Панкратова-Черного и моего крестного отца в кино Ролана Быкова. До сих пор дружу с Василием Мищенко. Он ушел в режиссуру, снял сериал «Батюшка» и «Атаман».

— Православные судя по названиям?

— Деревня, храм, деревенский участковый милиционер.

— А как у вас с православием?

— Нормально. Православный. Крещенный. Христианин. Но не более того. Я не ортодоксальный. Раз в месяц приду в храм, грешки замолю, свечки поставлю, пожертвование дам. Дело даже не в Господе Боге, сколько в вере вообще. Надо верить во что-то, понимаете? Потому что безверие привело нас к тому, что творится вокруг нас.

В «Атамане» у меня нестыдная роль. Съемки были серьезные – снимали на Кипре, в Москве, в казачьих станицах на Кавказе.

— Вы верите, что казаки существуют?

— О чем вы говорите! Конечно. Немножко есть ряженность в мегаполисах. Большевики не всех вырезали. Пошла новая генерация, новые поколения. Это же национальность.

Там, где мы снимали сериал, на Дону, преступность практически нулевая. Донские казаки сохранили все костюмы дедушек и бабушек. Там живет мой однофамилец, начальник казачьего кадетского корпуса. Я нескоько раз был у него на занятиях. Верховая езда, фехтование, казачий национальный танец, прыжки с парашютом.

— Казачьи прыжки с парашютом?

— А почему нет? Вы думаете, казаки только на шашках должны драться?

— Актеры советского поколения раздраженно говорят, что сегодня зрители смотрят не те фильмы, дескать, все эти квн камеди-клабы, сериалы. Может, в чем-то они и правы, но разве не актеры, согласившись сниматься в сериалах, приучили зрителей к такому кино?

— Не надо забывать, что телевидение никакого отношения к искусству не имеет. Может, я ошибаюсь, но это мое мнение. Это шоу, это бизнес.

Вы можете спросить: а как же телевизионное кино? Его снимают кинематографисты за деньги телевидения. Телевизионное кино – это сплошные продюсеры. Когда я читаю титры, мне смешно – креативный продюсер, исполнительный продюсер, главный продюсер, продюсер телеканала. Одни продюсеры! И каждый – бывший стоматолог. Каждый из них имеет свое художественное мнение, и это привело к тому, что сегодня режиссер-постановщик уже не капитан на корабле. Его могут в пять минут снять с работы, как и актера, и аргумент будет один: «Весь мир так работает!». Простите, но мир так не работает.

Я застал еще те времена, когда в газетах писали: «Появился новый вид искусства – телевидение». Все ждали, что оно станет таким же видом искусства, как театр, балет, кинематограф, живопись, драматургия. Ничего подобного! Прежде всего, это бизнес, развлечение, политическая трибуна, электронная газета, и в чем-то ликбез для обывателя.

— Но разве канал «Культура» похож на бизнес?

— Он хоть как-то соответствует названию, потому что рассказывает о культурных ценностях. Другие каналы их не создают, у них это не входит в задачу.

Старшее поколение, о котором вы говорите, просто растерялось, они не смогли адаптироваться к новым художественным реалиям жизни. Почему не снимается Николай Бурляев? Он принципиально не снимается, живет своим фестивальным движением.

Я принадлежу к среднему поколению кинематографистов, но, понимаете, мне трудно переступить через фундаментальные качества, заложенные во мне профессионально нашими мастерами. До смешного доходит. Спрашиваю: «Кто режиссер?». «А, вот эта девочка». «Погодите, вчера другая снимала». «Так у нас пять режиссеров».

Когда я смотрю «Убойную силу», то вижу, что это лоскутное одеяло. Этот сериал снимало много режиссеров, и у каждого было свое видение материала и конкретного персонажа. Один мне говорил: «Женя, мы делаем народную иронию относительно наших офицеров МВД. Ищи юмор, ищи..». «Играть полного мудака?..Замечательно!». Вдруг приходит Снежкин и говорит: «Женя, ты боевой офицер, чего ты придурков играешь? Ну-ка, давай пожестче, ну-ка давай офицера. Тебя в «Бутырку» сажали, подставляли, туда-сюда…». Когда потом все это выстраивается в сериал: первая серия, вторая, пятая, семнадцатая, и я вижу, что персонаж «пляшет». Последовательной эволюции образа нет.

— Вы всю жизнь прожили в Петербурге. Неужели вас не звали перебраться в Москву?

— Не звали, да и желания не было. Жить надо в Петербурге, а работать в Москве – это самое лучшее решение. Я безумно люблю Москву, потому что вся актерская юность и зрелость связаны с «Мосфильмом». Парадокс, но у меня, петербургского актера, не было ничего серьезного на «Ленфильме».

— Почему?

— В родном отечестве пророка нет. «Женьку мы каждый день в коридорах видим. Зачем его? давайте кого-нибудь другого поищем», — говорили на «Ленфильме». Все значимые для меня роли были только на «Мосфильме». И я поймал себя на мысли: в Питере считают, что Леонов-Гладышев московский актер, а в Москве – питерским.

Сегодня москвичи снимаются в Москве, а петербуржцы кое-как в Питере, но если нужно медийное лицо, то приглашают москвичей. Петербург остался без звезд. Один только Миша Боярский остался, мой большой друг, у нас с ним в армии койки рядом стояли. Мы вместе служили на Черной речке, а потом меня забрали в Ансамбль песни и пляски Ленинградского военного округа.

— И вы пели и плясали?

— Пел в хоре, играл на ударных, а потом начальник ансамбля полковник Запорожец стал отпускать в штатском на съемки «Фронт без флангов». Сценарий написал Цвигун под псевдонимом Семен Днепров. Режиссер фильма пожаловался Семену Цвигуну (заместитель председателя КГБ в 1967-82 гг.. – А.М.), что меня не отпускают на съемки…

А вот дослуживал я уже в Заполярье. За плохое поведение, в кандалах. Натворил делов. Была у меня симпатия с одной балериной, а у нее муж оказался офицером. Вот меня и отправили дослуживать в Заполярье.

— И Цвигун уже не помог?

— А съемки уже закончились.

— Звание народного артиста получили в 2007 году…

— Мне хотели его дать еще раньше, когда мне было пятьдесят, но засыпал один человек, великий народный артист. Не хочу его называть, он уже умер, но мы с ним были в прекрасных отношениях, он любил меня. Но когда узнал, что мне хотят дать звание, сказал: «Женьке Гладышеву «народного»? Рано. Пускай еще поработает. Мы в шестьдесят такие звание получали». Он подумал, наверное, что мне дают к сорокалетию, я ведь не выглядел на полтинник. И мне завернули, хотя представление подписала и Матвиенко, и представитель президента.

— А как вы относитесь к званиям?

— Однажды Эльдар Александрович Рязанов сказал ерунду: «Кому нужны эти звания? Представьте себе: заслуженный артист Италии Марчелло Мастрояни. Звучит смешно». И это сказал Рязанов, у которого было уже все – и звания, и премии. Тогда я ему ответил: «Звание – это единственная правительственная награда, которую артист может получить за многолетний труд в этой стране». Я лично в этой стране больше ничего не получал. Квартиру, дачу, машину покупал сам. А знаете, какая у меня пенсия? Девять тысяч рублей. У Панкратова-Черного семь. Когда я оформлял ее в пенсионном фонде, мне сказали: «Ой, Евгений Борисович, вы такую пенсию хорошую получили».

— Вы так интересно рассказываете про кино, но неужели за все эти годы не тянуло на сцену?

— Кажется, в 1979 году поставили пьесу Альдо Николаи «Бабочка-бабочка», я играл главную роль. Более того, знаменитая переводчица с итальянского Тамара Яковлевна Скуй пригласила автора, и мы с ним познакомились. «Это самая лучшая постановка, которую я видел на протяжении всех лет в разных театрах», — сказал он мне. Спектакль шел с успехом несколько лет.

Потом у меня был антрепризный спектакль «Петербургский синдром», где играл вместе с Анной Самохиной. Несмотря на то, что он был антрепризный, декорации и костюмы были прекрасные, как и актерский состав.

Несколько лет назад в театре на Васильевском играл Протасова в «Детях солнца». В кино мне эту роль никто не дал бы, а в театре дали. За несколько дней до спектакля отпускал небольшую бородку. Перечитал еще раз пьесу. Узнал, что это была первая пьеса Горького, он тогда еще не был буревестником революции. Он написал ее, когда сидел в одиночной камере Петропавловской крепости. Хорошая пьеса. Режиссер Владимир Туманов правильно сделал, что убрал в спектакле ожидания политических потрясений. Оставил самое главное – жизнь маленькой русской семьи. Остались только взаимоотношения и слепота Протасова. Я трактовал его так: может ли выдающийся художник или ученый жить и не видеть жизнь самых близких людей?

В моей трактовке в конце спектакля у него открываются глаза, и он видит, что сестра очень больна, психически, и что жена флиртует с другом, чтобы он наконец обратил на нее внимание, хотя и так любит ее. С точки зрения человеческих взаимоотношений, это очень современно.

— Как получилось, что Кончаловский пригласил вас в «Сибириаду»?

— Я снимался на Одесской киностудии в «Ненависти», кстати, это был один из первых советских боевиков. У меня была главная роль. Недавно пересматривал, здорово сделано, сейчас так не умеют. Фильм снимал Самвел Гаспаров, а автором сценария был Никита Михалков, его однокашник по мастерской у Ромма. У него возникли проблемы с монтажом, и Никита приехал помочь ему.

«А кто это такой? – спросил он Гаспарова, увидев меня. – На меня похож». «Женя Леонов». «Сын Леонова?». «Нет, просто однофамилец. Хороший парень».

В то время Кончаловский уже снимал «Сибириаду», нужно было снять довоенную и военную новеллу. Никита сказал про меня Кончаловскому, и меня пригласили на пробы. Они прошли с Еленой Кореневой. Андрон меня сразу утвердил – я попал в цель. Мне сделали серьезный грим – покрасили, оттопырили уши, подтянули нос, сделали веснушки, шрам. Лучшей работы у меня уже не будет. Это была работа с настоящим режиссером.

— Двойную фамилию вам, кажется, тоже Кончаловский придумал?

— Зашел разговор как писать мое имя в титрах. «Возьми псевдоним», — предложил он. – Ты Леонов по отцу, а какая фамилия была у мамы?». «Гладышева». «Вот и возьми ее». «Но меня все знают, как Леонова». «Пусть будет через дефис, а потом откажешься совсем от Леонова, останешься Гладышевым», — сказал Кончаловский. Так и осталось: где-то писали Леонов, где-то Леонов-Гладышев.

— Почему вы учились не в обычной городской школе, а в интернате?

— Это интернат номер десять в Невском районе, около речного вокзала. Его уже нет. В нем, кстати, учился и Александр Кавалеров.

Дело в том, что мы переехали в Ленинград из Вильнюса, потому что папа развелся с мамой. Ей было тяжело, она работала на , и пришлось отдать меня в интернат. На выходные я приходил домой.

Отец был военным летчиком. Во время войны бомбил Берлин. Вернулся в Гатчину, познакомился с мамой. Его мама Клавдия Семеновна Леонова была подполковником «Смерша» в Вильнюсе. Она еще во время войны работала в «Смерше», была орденоносцем, офицером НКВД.

— Рассказывала вам о своей работе?

— А что я мог понять в шесть лет? Видел, как она приходила с работы, снимала форму, выкладывала на стол наган. У нее почему-то был наган. Она иногда давала мне играть патроны. У нее был орден Ленина и два ордена Красного Знамени и орден Красной звезды. Серьезная была бабка.

Отец с мамой поехали в Вильнюс, у нас была роскошная офицерская квартира. Там я родился и прожил семь лет.

В первый класс я пошел в 218-ю школу на набережной Фонтанки, а со второго класса маме пришлось отдать меня в интернат. Нисколько не жалею что учился в нем, хотя когда возвращался домой на выходные, мальчишки кричали: «Женька детдомовский приехал!». Меня это нисколько не оскорбляло. У нас был драматический кружок, замечательные секции, и замечательные педагоги. Там я вышел в первый раз на сцену.

— Что за история с вашим дедом из Германии?

— Он был инвалидом второй группы, и в армию его не призвали в начале войны не призвали. Жил с семьей в Гатчине, немцы ее взяли в сентябре. Он шел выпивший от приятеля, его забрал немецкий патруль, а через три дня угнали на работы в Гамбург. Его жена, моя бабушка, осталась одна с пятью детьми. Больше они не виделись, его считали пропавшим без вести.

Когда мама вышла замуж, поменяла фамилию – стала Леоновой по мужу. Отец, как потом выяснилось, ее разыскивал много лет, но не мог найти, да и опасно было. Однажды в «Вечернем Ленинграде» появилось объявление: «Дмитрий Евгеньевич Гладышев разыскивает свою дочь, урожденную Людмилу Дмитриевну Гладышеву», и был указан телефон, ленинградский. Мамина подруга на заводе принесла газету на работу: «Люда, смотри, какое-то объявление». Мама прочитала: все сходится. Но звонить отказалась. «Мама, давай я позвоню», — сказал я. «Перестань, у тебя будут неприятности, из комсомола выгонят». Но я позвонил. К нам, в коммуналку, пришел какой-то дядька, показал фотографию: «Вы знаете этого человека?». Это был мамин отец. «Где он? Жив? Он в Ленинграде?» — спрашиваем мы. «Нет, в ФРГ». Этот человек оказался сыном второй жены моего деда, он с ней в немецком лагере познакомился, а ее сын остался в Ленинграде. Она и попросила его дать объявление.

Мама боялась, что это какая-то провокация, но поехала и убедилась, что это не афера. Потом поехал я. У него уже была другая семья – две дочери. Стал расспрашивать, как случилось, что он оказался в Германии. Дед очень хотел вернуться в Россию, но боялся. «Поехали, — говорил я, — уже перестройка». «Если я приеду, то сразу помру» — сказал он. Ему казалось, что его расстреляют за то, что он оказался в американской зоне после войны.

Актер в наши дни

В двадцать первом веке интерес к этому актеру возрос после его участия в криминальном сериале «Убойная сила». Помимо него, Евгений снимался также в таких картинах, как «Атаман», «Особенности национальной маршрутки», «Легенда об Ольге» и «Семейный дом».

В две тысячи пятнадцатом году Евгений сыграл роль Федора Ивановича Щукина — научного руководителя главного героя в психологической драме «Экспириенс». В этой картине повествуется о нелегком выборе юного ученого, который может либо предать себя и свои принципы, либо поддаться руководству и прекратить научную разработку, на которую он потратил не один год, или же предать своего руководителя и завершить эксперимент без его участия.

В 2020 году Евгений также принял участие в съемках нового драматического сериала «Крылья империи». В картине описываются события, происходящие в начале прошлого века, а также герои, пережившие Февральскую и Октябрьскую революции и прочие трудности того времени.

Также в прошлом году актер отпраздновал свой юбилей — шестьдесят пять лет, чему огромное количество изданий посвятило специальные выпуски и опубликовало множество интервью с Евгением.

Фильмы

Популярность Евгению Леонову-Гладышеву принесла первая же работа – детский фильм «Включите северное сияние». Затем актер снимался в социальной драме «Докер» и военном кинофильме «Фронт без флангов».

Евгений Леонов-Гладышев в фильме «Взрослый сын»

Огромный успех имел приключенческий сериал «Волны Черного моря», в котором актер впервые появился под псевдонимом Евгений Леонов-Гладышев. Из других картин на начальном этапе его карьеры выделяются историко-биографическая драма «Рожденная революцией», фильм о гражданской войне «Ненависть», кинопоэма «Сибириада» и семейная мелодрама «Взрослый сын», которая стала одним из первых режиссерских опытов Александра Панкратова-Черного.

Бывает в жизни артистов такая удивительная ситуация: играешь множество главных ролей, а визитной карточкой становится небольшой эпизод. Именно так произошло и с Евгением Леоновым-Гладышевым, для которого персонаж Васи Векшина, убитого бандитами на скамейке, стал весьма значимым.

Евгений Леонов-Гладышев в фильме

Саму криминальную ленту «Место встречи изменить нельзя» Евгений Борисович выделяет в своей фильмографии. Режиссер Станислав Говорухин изначально приглашал высокого (точный рост актера неизвестен)и миловидного Евгения на главную роль Володи Шарапова, но его кандидатуру не одобрил худсовет, настаивавший на участии Владимира Конкина.

Кроме того, Аркадию Вайнеру не понравилась трактовка актером роли Шарапова. Леонов-Гладышев напирал на то, что Шарапов вернулся с войны, где был разведчиком, а значит, должен обладать сильной личностью, огромным опытом и составлять с Жигловым-Высоцким противоборствующий тандем. Шарапов же Конкина, по словам Гладышева, получился излишне лиричным и даже «тюхой», и противостояния двух философий в фильме не вышло.

Евгений Леонов-Гладышев в сериале «Убойная сила»

Но режиссер не захотел просто отпускать Леонова-Гладышева и дал ему небольшой эпизод, который при помощи идей Владимира Высоцкого стал очень эффектным.

Актер появился только в первой серии знаменитой картины, и минут через десять после знакомства телезрителей с персонажем был убит. Но эта смерть молодого парня, который секунду назад покупал мороженное, стала как яркой завязкой сюжета и личным мотивом для других героев приложить все силы к расследованию, так и запоминающимся драматичным моментом, который поразил зрителей внезапной и сильной трагичностью момента.

Евгений Леонов-Гладышев в фильме «Атаман»

В последующие годы актер снимался все больше и больше. Стоит отметить политическую картину «Падение Кондора», лирическую комедию «Сеанс одновременной игры», фильм о дружбе «Молодые люди», мелодраму «Огни», детектив «Алмазы шаха» и комедию «Не хочу жениться!». Также Леонов-Гладышев много снимался в военных фильмах, из которых ярко выделяются «На перевале не стрелять!» и «Наградить (посмертно)».

В 21 веке снова возрос интерес к актеру после того, как он принял участие во всех сезонах криминального сериала «Убойная сила». Также Леонов появлялся в патриотической драме «Атаман», комедии «Особенности национальной маршрутки», шпионском фильме «Легенда об Ольге» и мелодраме «Семейный дом».

Евгений Леонов-Гладышев на съемках фильма

В 2020 году актер сыграл роль Федора Ивановича Щукина, научного руководителя главного героя психологической драмы «Экспириенс». Этот фильм рассказывает о сложном выборе молодого ученого, который может либо предать себя, пойти на поводу руководства и прекратить научную разработку, на которую ученый потратил не один год, или пойти против руководителя, предать уже его и самовольно завершить эксперимент.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СelebrityNews